Международный круглый стол «Требования законодательства в отношении безопасности пищевых продуктов, импортируемых в Россию»
Информация
Заседание Круглого стола, организованного Национальной Мясной Ассоциацией России (НМА) совместно с Европейским Союзом по торговле мясом и скотом (UECBV) и Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор), состоялось 13 января 2009 года в Берлине.
Российскую делегацию возглавил Руководитель Россельхознадзора Сергей Данкверт, сопредседателями на заседании Круглого стола были Сергей Юшин, Руководитель исполнительного комитета Национальной мясной ассоциации России, и Жан-Люк Мерьйо, Генеральный Секретарь Европейского Союза по торговле мясом и скотом.
Среди иностранных участников были более 80 представителей национальных мясных союзов и ассоциаций, ветеринарных служб и компаний-экспортеров из 13 стран мира, включая США, страны Евросоюза, Бразилию, Аргентину, Австралию, Новую Зеландию.
В своем вступительном слове при открытии заседания Руководитель исполнительного комитета Национальной мясной ассоциации России
Сергей Юшин подчеркнул особое значение российского сегмента мирового мясного рынка в международной торговле мясом, и необходимость обеспечивать неукоснительное исполнение требований российского законодательства в отношении безопасность пищевых продуктов, поставляемых в Россию.
В докладе заместителя Начальника управления ветеринарного надзора Россельзхознадзора Александра Пономарева о Государственном ветеринарном надзоре в Российской Федерации была представлена детальная информация о структуре Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору в целом, в том числе, ее центрального аппарата, и о функциях ее отдельных подразделений.
Особенно подробно остановившись на функциях и структуре Управления ветеринарного надзора, Александр Пономарев проинформировал участников Круглого стола о требованиях закона и процедурах досмотра и оформления документов при импорте в Россию животных и продукции животного происхождения. Помимо этого, в докладе была представлена подробная информация о количестве в разных странах предприятий и судов по производству и хранению продукции животного происхождения, обладающих правом поставки своей продукции на российский рынок, а также приведены данные о количестве оформленных в 2008 году разрешений на ввоз в Россию, вывоз из нее, или транзит через ее территорию подлежащих государственному ветеринарному надзору грузов.
Особое внимание Александр Пономарев уделил работе системы предварительного электронного уведомления при поставках поднадзорной продукции, действующей в отношении ряда стран мира. Помимо этого, он детально остановился на вопросах практического осуществления государственного ветеринарного надзора на государственной границе Российской Федерации, включая документальный, физический и лабораторный контроль. В докладе представлен анализ количества досмотренных и задержанных грузов, оформленных деклараций о возврате грузов в страны Евросоюза в 2007 и 2008 годах и приведен список подведомственных Россельхознадзору лабораторий, осуществляющих исследования поднадзорных грузов.
Продолживший заседание Круглого стола директор Всероссийского государственного центра качества и стандартизации лекарственных средств для защиты животных (ВГНКИ) академик Александр Панин, выступил с докладом на тему «Результаты мониторинга продукции животного происхождения и кормов в 2008 году». В докладе был представлен анализ результатов проведенных в 2008 году сотрудниками Россельхознадзора в ряде иностранных государств инспекций предприятий по производству продукции животного происхождения и кормов.
Академик Панин подробно рассказал участникам Круглого стола о Государственной ветеринарной лабораторной программе мониторинга, которая разрабатывается в соответствии с законодательной и нормативной базой Российской Федерации и рекомендациями международных организаций. В полном соответствии с действующим Планом мониторинга лаборатории и референтные центры Россельхознадзора проводили исследования содержания остаточных количеств запрещенных и вредных веществ (пестицидов, агрохимикатов, радионуклидов, нитратов и нитритов, хлорорганических и фосфорорганических пестицидов, лекарственных препаратов, микотоксинов, токсичных элементов – ртути, свинца, кадмия) в организме продуктивных животных, продукции, получаемой от них, а также в кормах и кормовых добавках. Большое внимание в докладе было уделено анализу конкретных случаев выявления в партиях импортируемой в Россию продукции стран-экспортеров (с разбивкой) контаминантов. Помимо этого, приведен анализ результатов мониторинга безопасности по отдельным видам животноводческой продукции.
Особое внимание в докладе уделено исследованиям на наличие остаточных количеств антибиотиков в продукции животноводства. Большой интерес участников Круглого стола вызвал раздел доклада, посвященный Целевой программе мониторинга «Идентификация рисков, обусловленных наличием остаточных количеств кокцидиостатиков в продукции животноводства». Особо Александр Панин остановился на исследованиях кормов, в которых обнаруживались ДНК жвачных животных. В конце своего доклада им предложены пути обеспечения соответствия продукции животного происхождения и кормов российским ветеринарным и санитарным требованиям.
Несмотря на интерес, который вызвали выступления Александра Пономарева и Александра Панина, набольшее внимание участники Круглого стола уделили выступлению Руководителя Россельхознадзора Сергея Данкверта, который отметил важность и масштабность впервые проводимого мероприятия такого рода. Появилась возможность встреч представителей российских органов государственной власти и российских импортёров продукции животного происхождения с их зарубежными коллегами. Это способствует налаживанию широкого диалога с ветеринарными службами и отраслевыми ассоциациями стран-поставщиков.
Данная встреча продемонстрировала конструктивный подход сторон к вопросу обеспечения безопасности пищевых продуктов при их поставках из иностранных государств на территорию России. Руководитель Россельхознадзора подробно остановился на юридических основах и практических особенностях проведения российской стороной инспекционных проверок предприятий, заинтересованных в поставках своей продукции в Российскую Федерацию. Он отметил, что в 2008 году впервые национальным ветеринарным службам ряда стран-поставщиков была предоставлена возможность включения в списки предприятий, обладающих правом экспорта в Россию, предприятий, проверенных самими этими ветеринарными службами, под их официальные гарантии соблюдения требований Российского законодательства в отношении безопасности продукции. Однако, анализ ситуации с обеспечением норм российского законодательства показал, что нормы российского законодательства при поставках из государств Евросоюза в Российскую Федерацию соблюдаются не более чем половиной европейских поставщиков. Это - свидетельство формального подхода компетентных органов этих стран к достигнутым договоренностям, что в конечном итоге не может не сказаться негативно на объемах поставок поднадзорной продукции из этих стран в Россию.
В целом, за последние годы количество предприятий, имеющих право поставок своей продукции в Российскую Федерацию, существенно выросло. При этом, как особо отметил Сергей Данкверт, помимо прямого сотрудничества Россельхознадзора с ветеринарной службой страны, требуется более конструктивная работа иностранных отраслевых ассоциаций. Координирующая роль российских импортеров и сейчас достаточно велика – при принятии решения об аттестации тех или иных зарубежных предприятий для поставок своей продукции обязательно учитывается заинтересованность российских импортеров. Для этого в Москве регулярно, раз в 2-3 месяца, проходят встречи, на которые представители российского бизнеса выносят актуальные вопросы, возникающие при поставках поднадзорной продукции. Это позволяет не только наладить безопасность поставок такой продукции, но и предотвратить её нелегальный ввоз. За последние годы российские импортеры наладили конструктивный диалог с государством, стали более организованы и структурированы.
Для формализации механизма включения в разрешительный список Россельхознадзора и исключения из него зарубежных предприятий, российская сторона готова разработать и подписать соответствующие двусторонние меморандумы. Сергей Данкверт призвал руководство ветеринарных служб стран-поставщиков срочно пересмотреть списки предприятий-поставщиков с обеспечением «действенности гарантий» того, что вновь включенные предприятия будут соблюдать требования российского законодательства при поставках своей продукции в Россию.
Россельхознадзор активно стремится к облегчению международной торговли – в 2008 году для поставки мяса и мясопродукции на российский рынок из двух категорий, в промышленную переработку и свободную реализацию, осталась лишь одна – для свободной реализации.
Другой пример существенного облегчения международной торговли – введение в 2008 году принципа регионализации в отношениях с такими далекими торговыми партнерами России, как Аргентина, Бразилия и Парагвай. Это позволяет при вспышках эпизоотических заболеваний применять меры ограничительного характера не к государству в целом, а к отдельной ее территории.
Особо Сергей Данкверт упомянул о системе предварительного уведомления об отправке в Россию конкретных партий поднадзорных грузов, которая уже работает со многими странами, включая Австралию, Новую Зеландию, Бразилию.
Проблема эффективного обеспечения безопасности поднадзорной продукции остается весьма актуальной, в связи с чем Россельхознадзор вынужден усилить мониторинг безопасности мяса и мясной продукции и при перемещении ее внутри Российской Федерации.
После выступления руководитель Россельхознадзора ответил на многочисленные вопросы зарубежных участников Круглого стола.
В ходе обсуждения зарубежные участники Круглого стола высказали ряд пожеланий:
-
опубликовать подробный набор требований к ввозимой в Россию поднадзорной продукции;
- рассмотреть возможность предоставления услуг российских консультантов по вопросам ветеринарии, задачей которого было бы обучение, консультирование и проведение проверок компаний-экспортеров на уровне предприятий;
- рассмотреть возможность введения системы предупреждений при обнаружении нарушений при инспекции предприятия, при прохождении продукцией пограничного контроля или контроля на месте ее получения. При этом система должна предусматривать срок для исправления нарушений под контролем специально уполномоченного органа, подчиняющегося Россельхознадзору. В случае повторного выявления нарушения должно быть предусмотрено наказание в виде временного запрета экспорта продукции в РФ. Такая система предупреждений будет способствовать лучшему выполнению компаниями-экспортерами ветеринарных требований РФ к ввозимой продукции;
- пересмотреть сроки разрешенного хранения охлажденного мяса;
- повысить гибкость механизма замены грузополучателя, при условии сохранения прозрачности поставок и возможности контроля такого механизма.
Кроме того, участники Круглого стола одобрили:
- ускорение процедуры возвращения предприятия, которому были запрещены поставки, в перечень одобренных организаций при условии соблюдения им требований РФ к импортируемой продукции;
- введение процедуры, упрощающей обновление перечней одобренных организаций при изменении номера, наименования одобренной организации и сведений о ней. Дальнейшее упрощение процедуры Выражено пожелание о разработке стандартной формы заявки для внесения в перечень и возможности обновления данных с использованием возможностей электронной связи.
Участники Круглого стола выразили признательность Россельхознадзору и НМА за конструктивный диалог и открытость.
Присутвовавшие на мероприятии высказали глубокое удовлетворение результатами состоявшейся дискуссии и надежду на то, что проведение подобных Круглых столов станет войдет в традицию и станет для Росельхознадзора важным инструментом обратной связи.