Правительство РФ вчера опубликовало постановление, наделяющее новыми полномочиями пункты пропуска
через госграницу. Теперь они кроме осуществления таможенного и пограничного контроля будут принимать
документы, которые грузовладельцам ранее приходилось подавать отдельно в фитосанитарные, ветеринарные
и прочие ведомства. Таким образом, делается очередной шаг в сторону реализации принципа одного окна
при таможенном оформлении грузов.
Как пояснил замначальника управления ФТС РФ по связям с общественностью Владимир Зубков, сотрудники
таможни смогут принимать от грузовладельца сразу весь пакет документов на ввозимые товары. Теперь
пунктам пропуска через границу делегированы полномочия по осуществлению «санитарно-карантинного,
ветеринарного, карантинного фитосанитарного, транспортного контроля и контроля за исполнением владельцами
транспортных средств установленной федеральным законом обязанности по страхованию своей гражданской
ответственности». Направляться на контроль специальным службам документы будут только в том случае,
если таможенникам покажется, что груз требует дополнительной проверки. Владимир Зубков заверил, что
сотрудники таможни подготовлены к исполнению новых для себя функций.
Россельхознадзор также готовит упрощение процедуры контроля грузов при их прохождении через границу.
«Вчера мы договорились с представителями Евросоюза о выработке меморандума, по которому будет вводиться
практика контроля грузов растительного происхождения на предмет повышенного содержания пестицидов перед
отгрузкой», — говорит Алексей Алексеенко, пресс-секретарь Россельхознадзора. Планируется, что уже весной
в странах-отправителях грузы перед отправкой в Россию будут проходить контроль в аккредитованных
лабораториях, подконтрольных правительствам европейских стран. Для прошедших предварительную проверку
товаров будет упрощена процедура досмотров на территории России, отменены тотальные проверки и сокращены
выборочные.
«Сейчас многим приходится бегать от одного окна к другому, и это занимает много времени, — описывает
существующий порядок Павел Бандуровский, директор по импорту ООО «Сорус», одного из крупнейших в России
импортеров фруктов. — Правда, с новыми правилами есть опасения, что все будет зависеть от каждого
конкретного таможенника». Владимир Малик, генеральный директор петербургского ЗАО «Морской вокзал», на
котором перегружаются рефрижераторные грузы, согласен с такими опасениями, отмечая, что таможенным органам
передаются полномочия, которые ранее были распределены между разными ведомствами. «Чем большие полномочия
даются властным структурам, тем больше у них поле для коррупции», — сетует он, отмечая вместе с тем, что
реализация принципа одного окна позволит серьезно упростить и ускорить процедуру прохождения грузов через
границу.
По данным Рубена Тертеряна, генерального директора Агентства специальных исследований, в петербургском
порту, к примеру, при наличии полного пакета документов, не вызывающих вопросов у надзорных органов,
процедура растаможки занимает в среднем два дня, что значительно больше, чем в европейских портах. Он также
поддерживает новый шаг к реализации принципа одного окна, делающего российские порты привлекательнее для
грузовладельцев по сравнению с финскими и прибалтийскими, где надзорные функции сводятся к минимуму. Алексей
Алексеенко соглашается с тем, что передача предназначенных для его ведомства документов напрямую таможенникам
упростит процедуру прохождения грузов через границу, однако отмечает при этом, что физические досмотры
определенных поднадзорных грузов отменяться пока не будут.
|