© Fishnews
Виталий КОРНЕВ, И. о. президента Ассоциации производственных
и торговых предприятий рыбного рынка
Сегодня отечественный рынок буквально наводнен относительно
дешевым рыбным импортом. Привлеченный выгодной ценой, обычный потребитель, как
правило, уже не обращает внимания на качество, состав и производителя продукции.
К примеру, мало кто задумывается о том, что тиляпия и
пангасиус являются продуктами аквакультуры, а значит, выращены на искусственных
кормах с применением антибиотиков, добавок роста массы и товарного вида. А
низкая цена «сочного» импортного филе объясняется высоким содержанием (до 50%)
глазури (проще говоря, льда), а также экономией на таможенных платежах за счет
занижения таможенной стоимости при импорте.
Возникновению на внутреннем рынке России такой ситуации, по
факту представляющей собой недобросовестную конкуренцию, способствовал целый
ряд причин. В качестве основных можно выделить:
— последовательное сокращение функций государственного
контроля за ввозом и оборотом рыбопродукции, а также блокирование инициатив
надзорных органов (Росрыболовства, Роспотребнадзора, Россельхознадзора) по
усилению контроля за оборотом пищевой продукции (для общественности это
подается как снижение административных барьеров);
— значительное увеличение количества импортеров (трактуется
как улучшение конкурентной среды).
В результате действующая сегодня в России система не
позволяет отслеживать содержание глазури и влагоудерживающих средств (фосфатов)
в рыбопродукции — в пунктах пропуска, в местах таможенного оформления
ветеринарная служба не контролирует эти показатели.
Надзорная деятельность Роспотребнадзора в отношении
импортной пищевой продукции в основном сфокусирована на проверке розничных
торговых объектов уже внутри страны. Правда, доля такой «организованной
розницы», которую можно качественно проконтролировать, составляет лишь около
30% в общей структуре продаж пищевой продукции. Остальная часть, в том числе
рыбных товаров, по-прежнему реализуется мелкими торговыми предприятиями (на
мелкооптовых рынках, в небольших магазинах, рынках «выходного дня», торговых
павильонах и т. д.), минуя крупные сетевые розничные компании.
Недостоверное декларирование товаров с занижением его
стоимостных, размерных и весовых характеристик и вовсе представляет собой
вполне реальную действующую практику таможенного администрирования в Республике
Казахстан. Дело в том, что преимуществами Таможенного союза пользуются не
только добросовестные участники ВЭД: под видом транзитного груза,
предназначенного для Казахстана, на российский рынок попадает некачественная
рыба из стран юго-восточной Азии и Европы. Активно применяются схемы по
«облегчению» налогообложения с использованием офшорных компаний и
фирм-однодневок во внешнеэкономических сделках. По данным ФТС, по отдельным
невлагоемким товарным позициям такое «перетекание» потоков для таможенного
оформления в казахстанские таможенные органы составляет до 40%.
В сложившейся ситуации на протяжении нескольких последних
лет в проигрыше оказываются и отечественные потребители, которые платят за воду
и фосфаты по цене рыбного филе; и российские рыбодобывающие компании, которым
сложно противопоставить дешевому, низкокачественному импорту свою продукцию,
произведенную из дикой, добытой в море рыбы и содержащую минимальный процент
глазури (8-10%) лишь для хранения и транспортировки.
В свою очередь, отсутствие должного спроса на отечественную
рыбу (из-за наличия на рынке более дешевой, а значит менее качественной
импортной продукции) является одной из причин массового экспорта российской
рыбопродукции в Китай и Корею. Парадокс в том, что после переработки тот же
российский минтай, но уже в виде мороженого филе, накаченного водой, поступает
из КНР обратно в Россию. И, стоит отметить, азиатские переработчики добились в
этом деле внушительных «успехов»: с одного килограмма необработанной рыбы они
получают целый килограмм рыбного филе, притом что отходы при таком виде
переработки достигают 70% от объема сырья.
К сожалению, в настоящее время недобросовестная конкуренция
в рыбной отрасли стала нормой предпринимательской деятельности. О таком
положении дел прекрасно осведомлены иностранные производители, которые очень
умело и ловко этим пользуются, прикрываясь стандартами и нормами ВТО. В таких
условиях недопустимо ослабление государственного контроля в сфере ввоза,
переработки и оборота водных биоресурсов.
Именно поэтому наша Ассоциация производственных и торговых
предприятий рыбного рынка на протяжении нескольких лет неизменно выступает за
увеличение государственного регулирования в рыбной отрасли.
Мы уверены, что требуется не либерализация и псевдоразвитие
конкуренции, а усиление государственного контроля за качеством и безопасностью
ввозимых на территорию Таможенного союза водных биоресурсов. Эти меры должны
быть адекватны и сопоставимы с теми мерами, которые применяются в странах ЕС,
США в отношении российской продукции. Штрафы за нарушения должны быть выше
доходов, получаемых недобросовестными участниками рынка от реализации
низкокачественной рыбопродукции.
При условии создания реальной конкурентной среды: единых требований по
глазури и другим показателям безопасности, достоверного декларирования при
импорте — высококачественное российское филе однократной заморозки вытеснит
низкокачественную импортную продукцию, в том числе популярную сегодня
норвежскую искусственно выращенную семгу, которая благодаря умелому продвижению
заняла ценовой диапазон премиум-класса.
|