© vm.ru
Госдума приняла законопроект, согласно которому
Россельхознадзор получит полномочия по рассмотрению дел о нарушениях прав
торговли лекарствами для ветеринарии.
Как нововведение отразится на работе ведомства, какова общая
динамика нарушений и чем могут быть чреваты их последствия для государства и
граждан, в эксклюзивном интервью «ВМ» рассказал Руководитель Управления Россельхознадзора по городу Москва, Московской и Тульской областям Евгений
Антонов.
СФЕРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
— Евгений Вячеславович, как столичное управление
приняло новую законодательную инициативу?
— Мы давно этого ждали. Аналогичная ситуация была с
применением статьи о нарушениях требований Технического Регламента Таможенного
Союза. Изначально право рассмотрения этих дел было предоставлено судам. Мы
составляли протокол, выносили постановления, а после отправляли все материалы в
суд. Однако это привело к тому, что суды начали попросту «захлебываться»
работой — так много им направлялось материалов. А потому было принято решение
передать дела Россельхознадзору. Сейчас та же история. И я считаю, что
Государственная дума приняла правильное решение. Ничего кардинально оно,
конечно, не изменит, ведь мы и раньше по сути осуществляли данные полномочия. В
сфере регистрации лекарственных средств есть множество подводных камней,
которые необходимо контролировать узкоспециализированным профессионалам.
— Одна из важнейших задач управления — выявление
нарушений при ввозе продукции на территорию страны. В чем специфика этой
работы?
— Вопрос достаточно обширный и затрагивает несколько
направлений. Самое главное для нас — это реализация Указа Президента и
Постановления Правительства о мерах по недопущению ввоза санкционной продукции.
Она делится на продукцию животного происхождения и подкарантинную, чаще всего
плодоовощную. Второй эшелон безопасности — контроль ввозимого в наш регион
импорта, который поступает официально по сопроводительным документам. Вся
приходящая продукция попадает на мониторинг, ведь наша задача — гарантировать потребителю
безопасность. И третий, достаточно серьезный кластер — работа с ручной кладью и
багажом авиапассажиров. Это, пожалуй, самая нервная сфера. Сотрудники вынуждены
терпеть постоянную волну негатива.
— Насколько строги меры наказания, применяемые к пассажирам-нарушителям?
Зависит от конкретного случая. Это ведь работа не с
юридическим лицом, а с живым человеком. Кто-то может действительно не знать об
определенных ограничениях на ввоз, кто-то пытается сделать это умышленно.
Обычно мы не штрафуем пассажиров, а просто предлагаем им оставить запрещенную к
перевозке продукцию на утилизацию или каким-либо образом вернуть ее. Конечно,
далеко не все воспринимают это правильно, многие начинают кричать, возмущаться.
Но требования закона мы обязаны соблюдать.
— Какова статистика выявленных нарушений?
— С начала введения санкций мы выявили больше 350
попыток ввоза подкарантинной продукции общим объемом больше 1500 тонн. Только в
этом году предотвращено 118 случаев объемом 985 тонн. По продукции животного
происхождения ситуация скромнее. Это объясняется тем, что перемещение такой
продукции регламентируется более четко. И чтобы совершить какое-то нарушение,
придется сознательно преступить закон и поставить под угрозу безопасность не
только экологии, но и непосредственно людей. В этом году мы зафиксировали 32
случая попытки ввоза несоответствующей продукции животного происхождения,
уничтожено 87 тонн.
— Законы, связанные с санкциями, работают достаточно
строго. К каким же ухищрениям чаще всего прибегают перевозчики?
— Самая «удачная» лазейка — перевоз через Беларусь,
которая не присоединилась к санкциям. Объясню на примере последних дней: один
из недобросовестных перевозчиков в начале ноября попытался ввезти более 58 тонн
томатов, яблок и сельдерея из Польши. Они зашли на территорию Беларуси, там
растаможились по всем правилам. То есть официально контрабандой этот продукт
уже не является. А позже погрузились в три фуры и поехали к нам. Мы
предотвратили это правонарушение совместно с сотрудниками Федеральной
таможенной службы и Федеральной службы безопасности. Важно показать, что
государство намерено спокойно, без нервов, но в то же время жестко обеспечить
реализацию тех решений, которые приняты правительством и президентом.
— Готовы ли вы идти на компромисс с перевозчиками?
— Раньше мы штрафовали невероятно много, заводили дела
об административных правонарушениях на баснословные суммы, накладывали на
импортеров до 3,5 миллиона штрафных санкций. Сейчас же мы намеренно опускаем
планку. Постепенно у перевозчиков устанавливается здравое понимание требований
законодательства. Мы готовы осуществлять методическую помощь бизнесу словом и
делом. Бывают ситуации, когда службы страны-экспортера неправильно оформили
какие-то документы. Мы всегда стараемся выйти на контакт с этими службами,
подтвердить факт ошибки, если она действительно имеет место. Но контакт
допустим только в тех случаях, когда у нас с бизнесом одинаковое понимание
законодательных норм. И при малейших сомнениях мы отбираем пробы и проводим
экспертизы.
— Как обстоят дела с экспортом?
— Это как раз та сфера, на которую положительно
повлияли санкции. Нам пришлось переместить сосредоточение наших усилий с
оформления импорта на продвижение экспорта отечественной продукции. Мы с
удовольствием отмечаем, что экспорт растет. Наши свинина, говядина, птица
завоевывают новые рынки, особенно серьезные продвижения наблюдаются в отношении
Китая и Египта. Все развивается в реальном режиме времени. И рост экспорта —
результат именно введенных санкций, что не может не радовать.
КОНТРОЛЬ ТОЧЕК ПИТАНИЯ
— Помимо контроля перевозок, Россельхознадзор
занимается и проверками точек продаж. Как часто организуются проверки рынков,
магазинов и торговых сетей?
— В этом году мы осуществили около 120 проверок
магазинов. В Москве нет ни одной крупной сети, которую мы бы не
проконтролировали. Процесс прост: входим, смотрим, берем пробы, отдаем в
лабораторию. На основе исследований делаем выводы о безопасности продукции и о
соблюдении производителем ветеринарно-санитарных требований. Контролируем
микробиологические, химико-токсикологические показатели, соответствие
жиро-кислотного состава молочной и ДНК заявленного сырья мясной продукции. За
последний год было заведено около 100 дел об административных правонарушениях,
наложено штрафов на сумму более девяти миллионов рублей.
— Какие же нарушения представляют собой наибольшую
опасность?
— Те, что выявлены в точках общественного питания. Сейчас
в рамках программы по борьбе с африканской чумой свиней и гриппом птиц мы
провели внеплановую проверку общепитов на трассе М1 «Беларусь». В ходе ревизий
было выявлено огромное количество нарушений. Это и отсутствие
ветеринарно-сопроводительных документов на продукцию, и несоблюдение
маркировок. А малейшее несоответствие может привести к появлению серьезного
очага распространения того или иного заболевания. Многие считают, что такие
риски надуманны. Но знаете, когда четыре года назад мы были вынуждены сжечь в
Тульской области 65 тысяч голов свиней из-за угрозы африканской чумы, мне это
шуткой не показалось.
— Часто ли организуются проверки по жалобам и
обращениям населения?
— За последний год мы проработали почти 800 обращений
граждан. Любой желающий может воспользоваться нашей электронной приемной или
написать письмо. Все фиксируется в обязательном порядке. Чаще всего обращаются
с проблемами по земле: где-то на чужом поле своих баранов выпасают, кто-то без
разрешения устроил мусорную свалку, кому-то помешало загрязнение территории.
Еще ряд обращений связан с ветеринарией и просьбами проверить ветеринарные
клиники. По каждому случаю мы работаем в соответствии с существующей
процедурой: направляем обращение в прокуратуру, получаем право на проведение
внеплановой проверки, после чего выполняем необходимый комплекс мероприятий и
даем ответ гражданам.
— Необходимость в привлечении к работе
правоохранительных органов возникает?
— Разумеется, и довольно часто. Банальный пример:
управление автодорожного надзора останавливает на трассе фуру, перевозящую
поднадзорную продукцию. Они вызывают нас. Пока наши специалисты добираются до
места происшествия, водитель закрывает машину и скрывается. Наши же сотрудники
по закону открыть ее не могут, соответственно, и проверка становится
невозможной. Тут мы и просим полицию подключиться. Точно так же и при проверках
на рынке. Без полиции нас в хранилища никто не пропустит.
— С какими еще ведомствами осуществляется
взаимодействие?
— Напрямую сотрудничаем с Роспотребнадзором, ведь у нас
достаточно схожие сферы деятельности. Чего греха таить, нас даже путают
частенько. При контроле ввозимой продукции взаимодействуем с таможенной
службой, с управлением по борьбе с экономическими преступлениями. Серьезные
результаты по выявлению нарушений получаем при участии наших специалистов в
мероприятиях транспортной прокураторы и Федеральной службы безопасности.
Активно работает комиссия по незаконному обороту промышленной продукции.
— Не осложняет ли такая разветвленная система процесс
контроля и выполнения обязанностей?
— Наоборот, она способствует более грамотному и
детальному подходу. Каждая структура должна заниматься своим делом. Будет
странно, если сотрудники Россельхознадзора начнут тормозить фуры на дорогах, а
полиция — устанавливать безопасность томатов или семян картофеля. На всех
этапах должны работать профессионалы.
ПРИВЛЕЧЕНИЕ МОЛОДЕЖИ
— Помимо санкций, какие еще существенные изменения
произошли за последнее время? И как они повлияли на работу управления?
— Сейчас осуществляется план мероприятий по
совершенствованию контрольно-надзорной деятельности. Аккумулирует эту работу
министр по вопросам открытого правительства Михаил Абызов. Особое внимание я
хотел бы обратить на введение такого понятия, как «предупреждение». Если имеет
место какое-либо нарушение, которое не имеет серьезных последствий, мы можем
вместо наказания дать документально оформленное предупреждение. Это
способствует развитию бизнеса, может стать спасательным кругом для начинающих и
неопытных предпринимателей. Если предупреждение сработало и нарушения были
устранены, все вопросы снимаются. Если же нет, включается механизм
административного наказания.
— Как обстоит ситуация с кадрами в Управлении
Россельхознадзора?
— Привлекается ли молодежь, происходит ли обновление
штата? К сожалению, в последние годы молодежи к нам приходит крайне мало. В
первую очередь наши сотрудники — это специалисты ветеринарного профиля и
выпускники факультетов агрономии. Мы, конечно, готовы принимать молодежь, но
отклик на объявления о вакансиях крайне мал. А текучка кадров не позволяет
сохранять многие знания и наработанные механизмы. Будем искать выходы из этой
ситуации, что же остается. Ведь выполнять свою государственную функцию наше
управление обязано.
— Ожидается ли мобилизация сотрудников и усиление
контроля в преддверии новогодних праздников?
— Мы постараемся не разводить кампанейщину. Все
надзорные органы в праздничные и предпраздничные дни продолжат работать в
установленных рамках. Однако в случае вызовов со стороны правоохранительных
органов будут организованы дополнительные контрольные мероприятия. К Новому
году, как всегда, валом пойдут цветы, елки. А елка — это объект повышенного
фитосанитарного риска. Поэтому при осуществлении полномочий сотрудники будут
обращать на них особое внимание. Но сомнений в том, что мы справимся и москвичи
с удовольствием встретят праздники, быть не может.
ЦИФРА
10 лет уйдет на восстановление земли, зараженной круглыми
червями. Инфицированные ими овощи и фрукты — одно из наиболее часто выявляемых
нарушений.
СПРАВКА
Евгений Антонов является Руководителем Управления
Россельхознадзора по городу Москва, Московской и Тульской областям с 2010 года.
Выпускник Высшего пограничного командного училища имени Дзержинского, Военной академии
имени Фрунзе и Российской академии государственной службы при президенте
России. Обладает чином государственного советника РФ 2 класса. Ранее занимал
должность Руководителя Управления Россельхознадзора по Калининградской области.
КСТАТИ
Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному
надзору (Россельхознадзор) осуществляет функции по контролю в сфере
ветеринарии, карантина и защиты растений, безопасного обращения с пестицидами и
агрохимикатами, обеспечения плодородия почв, качества зерна, крупы, комбикормов
и компонентов для их производства, земельных отношений (в части земель
сельскохозяйственного назначения), а также функции по защите населения от
болезней, общих для человека и животных.
|