© «Российская газета»
Для борьбы с АЧС нужна ветеринарная вертикаль
Практически ежедневно в Центральной России возникают все
новые и новые вспышки африканской чумы свиней (АЧС). В неблагополучных очагах
объявляется карантин, уничтожается поголовье. А руководители ряда регионов уже
объявили: свиноводство — как потенциально опасную отрасль — надо
сворачивать.
Главный государственный ветеринарный инспектор РФ рассказал
в интервью «РГ» о причинах распространения АЧС и разъяснил, что
необходимо сделать на законодательном уровне для снижения рисков в будущем.
Евгений Анатольевич, что происходит? Карта Центральной
России покрыта красными метками эпизоотического неблагополучия...
Евгений Непоклонов: Происходит неконтролируемое
распространение АЧС по европейской части страны. В этом году ситуация резко
ухудшилась: по состоянию на 27 июня в России зарегистрировано уже 83
неблагополучных по АЧС пункта (предприятия или деревни, в которых диагностировали
вирус), в том числе 28 — в дикой природе. За весь же период распространения
эпизоотии Россельхознадзор зарегистрировал 470 вспышек АЧС. Центральная Россия
действительно вызывает тревогу: практически в каждом регионе за последние две
недели зарегистрированы эпизоотические очаги, в том числе крупные. Ситуация в
Воронежской и Тверской областях, наиболее пострадавших от инфекции, находится
на особом контроле.
На всероссийском совещании Россельхознадзора, прошедшем в
Краснодаре, были названы цифры, иллюстрирующие положение дел в мясной отрасли
страны в части противодействия АЧС. Проведено почти 10,5 тысячи проверок, по
итогам которых составлено 5712 протоколов, в прокуратуру передано 423 дела, в
суды — 706 дел. Приостановлена деятельность74 хозяйствующих субъектов, общая
сумма наложенных штрафов составила 23,6 миллиона рублей. Типичные нарушения -
отсутствие ветеринарных сопроводительных документов на продукцию и договоров на
утилизацию биоотходов, использование в производстве и реализация в торговой сети
мясного сырья без признаков ветеринарно-санитарной экспертизы, а также
использование в корм животных пищевых отходов. Основными нарушениями,
выявленными в ходе ликвидации АЧС, стали отсутствие учета поголовья свиней,
невыполнение необходимых мероприятий по предупреждению болезни и несоблюдение
ветеринарно-санитарных правил при содержании животных.
Вы упомянули Тверскую область. Самый «громкий»
случай заражения произошел на днях: АЧС проникла на территорию агрофирмы
«Дмитрова Гора» — предприятия с высшей ступенью зоосанитарной защиты.
Как такое стало возможным? Можно ли показать на этом примере, из-за чего вирус
проникает даже в, казалось бы, защищенные агрохолдинги?
Евгений Непоклонов: Напомню, что прошлогодняя вспышка АЧС в Тверской
области привела к наложению на весь регион бессрочного карантина. АЧС тогда
поразила даже племзавод — предприятию пришлось уничтожить более 30 тысяч
свиней. Но упомянутый агрокомплекс устоял во многом благодаря своевременно
принятым мерам защиты. А в этом году пострадал и он: вирус проник в
репродуктор, в итоге сожжено 12 тысяч свиней.
Причин у происшедшего несколько. Во-первых, занос произошел
из-за человеческого фактора. Территория комплекса окружена двойным ограждением,
все нормы соблюдены, но подачу кормов, их доставку, разгрузку, — все это делает
человек.
Во-вторых, вирус ранее проник в дикую природу и циркулирует
сегодня вместе с кабанами. Рядом с агрофирмой есть кукурузные поля -
предприятие выращивает злаки на корм свиньям. Там же кормятся и кабаны. Не
будем забывать, что вирус АЧС легко переносится на обуви, одежде, с
автотранспортом, птицами, клещами. Именно так и произошло заражение в
Смоленской, Ярославской и Тульской областях.
В-третьих, население не соблюдало корпоративных
договоренностей и соглашений. Конкретный пример: год назад, в целях
безопасности, предприятие создало вокруг себя «зону без мелкого
свиноводства». В радиусе нескольких километров оно выкупило у людей по
повышенным ценам всех свиней. Абсолютно правильный был ход. Все экс-владельцы
животных подписали обязательство, что не будут содержать свиней в этой зоне. И
что мы имеем в этом году? Вопреки соглашениям, свиньи вновь разводятся
отдельными хозяевами, которые еще и смеются в лицо ветеринару. Повлиять на
ситуацию он не может, так как у ведомства нет соответствующей нормативной базы.
И, в-четвертых, многие личные подсобные хозяйства прямо
нарушают Инструкцию Главного управления ветеринарии Минсельхоза СССР от 21
ноября 1980 года «О мероприятиях по предупреждению и ликвидации африканской
чумы свиней». Показателен в этом смысле пример Воронежской области: к
быстрому распространению инфекции здесь привела нелегальная перевозка и
торговля зараженными поросятами. Вероятно, владельцы ЛПХ посещали некий
сельский рынок и принесли вирус в свое хозяйство на одежде, обуви, руках или с
иными предметами, приобретенными на рынке. То же самое случилось в 2011 году и
в Тверской области: самый первый очаг АЧС там возник из-за того, что свиней
кормили зараженными отходами и комбикормом, нелегально ввезенными на территорию
подсобного хозяйства.
Впрочем, есть и удивительное исключение — Белгородская
область. Сельхозинвесторы там вложили в свиноводство 84 миллиарда рублей, и
случись вспышка АЧС, наступил бы крах. Так вот, все свиноводческие предприятия
региона перевели в режим закрытого типа. Действует программа переориентирования
личных подсобных хозяйств на альтернативное животноводство. Разработана и
ежемесячно тестируется программа моментального реагирования на случай
проникновения АЧС. Корма проходят строгую термическую обработку и ввозятся в
область только по железной дороге. Все службы и ведомства объединены в систему,
которая подчиняется областному минсельхозу.
Но если из белгородской программы убрать хотя бы одно звено,
то бюджетные деньги придется тратить не на социальную сферу, а на карантин.
Получается, что от АЧС не защищен никто?
Евгений Непоклонов: К сожалению, должен признать: даже в
хозяйстве с надлежащим уровнем обеспечения биобезопасности невозможно создать
эффективную заградительную систему: есть человеческий фактор. Случившееся в
«Дмитровой Горе» — сигнал всем: меры противодействия и борьбы с АЧС
должны быть скоординированными. Только тогда они будут эффективными. Но сегодня
создать такую систему не получится.
Почему?
Евгений Непоклонов: Потому что и на федеральном уровне, и в
регионах есть проблемы с законодательной и нормативной базой, которая
обеспечивала бы защиту животноводства от инфекционных заболеваний, в данном
случае — от АЧС. Каждый субъект федерации, каждый производитель мяса и
мясопродуктов сегодня действует, исходя из местных интересов. Так, к примеру,
приказом минприроды определено, что внепланово проверять охотхозяйства (а это,
напомню, всегда чья-то частная собственность) можно по нескольким пунктам, один
из которых — угроза жизни. Если хозяйство не подпадает под эти пункты, то
согласно 294 Федеральному закону проверяющие органы могут зайти на его
территорию раз в три года. Вот и получается, что разрешения на проверки выдают
там, где был реальный падеж и сам владелец хозяйства не скрыл этот факт, а по
совести обратился к ветеринарам.
Ветеринарный или фитосанитарный инспектор не может в любой
момент прийти на сельхозпредприятие, чтобы поконтролировать ситуацию
И никто — ни Россельхознадзор, ни ветеринарные службы
регионов — не могут повлиять на ситуацию, потому что структура, обеспечивающая
биобезопасность, несовершенна. В стране есть разрозненные подразделения
ветведомства, и нет вертикали: ветслужбы сегодня подчинены региональным
властям. Причем вывод о том, что такая вертикаль необходима, делают не только
сами ветеринары, но и агробизнес. К сожалению, новая редакция федерального
закона «О ветеринарии», которая сейчас обсуждается, фактически
фиксирует эту разрозненность.
А ведь от того, насколько хорошо будет подготовлен этот
закон, во многом зависит биологическое и продовольственное благополучие страны.
Помимо прочего, должна быть создана система обеспечения действенного
ветеринарного надзора в дикой фауне — как известно, эпизоотическая ситуация в
стране резко ухудшилась после того, как Минсельхоз России утратил полномочия в
отношении национального охотничьего хозяйства, что пагубно сказалось на
эпизоотической ситуации в стране.
Иными словами, необходимо вернуть региональные ветслужбы в
федеральное подчинение?
Евгений Непоклонов: Однозначно — да. Причем это мнение
разделяют и руководители практически всех общероссийских общественных
объединений производителей сельскохозяйственной продукции. Разрозненная по
регионам ветслужба, не обладающая эффективной правовой базой, — это не норма, а
нонсенс. На мой взгляд, вопросы ветеринарной, медицинской и растениеводческой
безопасности должны быть выведены за пределы понятия «техническое
регулирование в экономике».
Что мы имеем сегодня? В соответствии с федеральным законом
«О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при
осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального
контроля», ветеринарный или фитосанитарный инспектор не может в любой
момент прийти на сельхозпредприятие, чтобы проконтролировать, все ли там
нормально с точки зрения биологического благополучия. О своем визите они
обязаны сообщить за два месяца, а сами проверки возможны лишь раз в три года.
Как результат — риски заражения регионов опасными инфекциями повышаются
многократно.
Кроме того, в этом смысле не обеспечены на должном уровне и
продовольственная безопасность страны, и инвестиционная привлекательность села.
Нет условий, которые гарантировали бы добропорядочному аграрному инвестору, что
его будут защищать от биологических угроз (и как следствие — разорения) и
законы, и государство, и местная власть, и федеральная. Пока же решившийся на
инвестиции в отечественный аграрный сектор бизнес остается один на один со
всеми этими вызовами.
Чем это грозит экономике?
Евгений Непоклонов: Закрытием для нас внешних рынков, как
животноводческих, так и растениеводческих — назавтра широкое распространение
АЧС может послужить поводом для приостановления доступа российского зерна на
мировые торговые площадки. В Росельхознадзор зачастили эксперты из Еврокомиссии:
они определяют, насколько российские реалии соответствуют европейским
директивам по обеспечению гарантий безопасности животных и продукции. Их вывод:
гарантий нет, так как российская ветслужба не может в любой момент провести
необходимую проверку.
Вспомним, что случилось в Украине: Евросоюз отказал стране в
выходе на свои рынки до тех пор, пока там не будет создана единая служба,
отвечающая за всю пищевую цепочку — «от поля до стола». И одним
указом и поправками в полтора десятка законов Украина практически решила этот
вопрос. Сегодня эта страна имеет федеральную вертикально интегрированную
ветеринарную службу, которая в своей компетенции объединяет все вопросы,
связанные с обеспечением здоровья животных и безопасности животноводческой и
растениеводческой продукции. У них есть даже ветполиция, которая имеет
возможность использовать как ветеринарное законодательство, так и закон о
полиции, и оперативно принимать все необходимые меры по экстренному
реагированию. А ведь Украина граничит с Ростовской областью, в которой АЧС
бушует уже пять лет. В России вирус за это время продвинулся на тысячу
километров в глубь страны.
Справка «РГ»
Африканская чума свиней (болезнь Монтгомери) — острое
вирусное заболевание, не опасное для человека, но приводящее к летальному
исходу до 100 процентов зараженных животных — свиней и кабанов. Известна с
начале ХХ века — именно в то время португальские колонизаторы привезли в Южную
Африку белых домашних свиней и оттуда уже вернули инфицированных животных в
Европу. Пресечь распространение инфекции не удалось, потому что от этой болезни
нет лекарства. По статистике, 54 процента вспышек приходится на частный сектор.
Единственная эффективная мера борьбы с АЧС — поголовное
уничтожение в огне туш зараженных животных. Именно таким образом удалось
остановить распространение болезни на Кубе. В СССР случай заражения АЧС был
зарегистрирован в 70-х годах XX века, в Украинской ССР. В радиусе 100 км от очага тогда
уничтожили все поголовье свиней. Следствие установило, что вирус прибыл по почте,
в котлете для курсанта.
Экономические потери от инфицирования огромны. Например,
Доминиканской Республике (ликвидация в 1978-1979 годах) АЧС обошлась в 60
миллионов долларов. Испания и Португалия извели у себя АЧС лишь после того, как
им пригрозили исключением из Евросоюза. Многие страны опыт борьбы с АЧС
перенимали у СССР.
С 2007 года по настоящее время при ликвидации очагов АЧС в России
уничтожено и отчуждено более 909 тысяч свиней. Компенсация за отчужденных
животных составила более 2,3 миллиарда рублей.
|