© Газета Труд
Первые плоды ВТО оказались горькими.
Не успела Россия вступить во Всемирную торговую
организацию, как мы получили первые претензии: Евросоюзу
не понравился запрет на ввоз в Россию живого скота (кроме
племенного), а США и Японии — утилизационный сбор на подержанные
иномарки. Причины недовольства выставляются самые разные, но в основе
лежат экономические интересы.
К примеру, в увеличении завоза к нам свиней
очень заинтересованы европейские фермеры: в 2009 году они отправили
в Россию более миллиона хрюшек (120 тысяч тонн) и очень хотели
продолжения банкета. Но возроптали наши крестьяне, неготовые к такой
конкуренции, и Россия ввела на этот импорт 40-процентную пошлину.
Со вступлением в ВТО ее пришлось снизить до 5% — что
грозило возвращением в Россию массового заграничного свинства. Пришлось
защищаться иным способом — тем более что Россельхознадзор выяснил:
чиновники ЕС скрывали, что поставляемый в Россию скот заражен опасной
болезнью блютанг («синий язык»). «Сегодня у нас есть все основания
подозревать, что ветслужба Евросоюза в течение длительного срока скрывает
обнаружение блютанга 14-го серотипа (от которого в России нет
вакцины) в ряде стран Европы, прежде всего в Польше, Латвии, Литве
и Эстонии»«, — заявил глава Россельхознадзора Сергей Данкверт.
И опустил шлагбаум на российских границах.
Еврочиновники «синий язык» не отрицают,
но российский запрет считают «несоразмерным» и «неоправданным», так
как эта болезнь «не опасна для человека». И грозят нам всяческими
карами. Но директор информационного бюро по присоединению России
к ВТО, профессор Высшей школы экономики Алексей Портанский уверен:
официальной жалобы на Россию из-за запрета на импорт больных хрюшек
Евросоюз не подаст — не тот повод.
Претензия на введение утилизационного сбора
на подержанные иномарки серьезнее. Наши власти не скрывают, что эта
меры имеет целью снижение ввоза в страну автохлама. Его импорт даже
в прошлом году по разным подсчетам составил 400-550 тысяч штук.
На Дальнем Востоке 7-10-летние «японки» из-за дешевизны стали
не только основным средством передвижения местного населения,
но и главным загрязнителем тамошней природы. При первой же
серьезной поломке такого автомобиля его выбрасывают в ближайшие кусты или
загоняют в соседнее озеро, покупая взамен такой же,
но исправный.
С нынешнего года ситуация грозила обострением. Ибо
по правилам ВТО пошлины на этот товар пришлось снизить с 35%
до 25%. А к 2018 году ставка должна составить 20%. Введение
утилизационного сбора должно было сбить новую волну массового завоза
в Россию самого старого секонд-хенда, от которого
с удовольствием избавляются американцы и японцы.
Конечно, эта мера не нравится россиянам, мечтавшим
после вступления России в ВТО купить навороченную «тойоту» или «кадиллак»
по цене «жигулей». Им придется подождать до 2019 года,
когда будут заметно снижены — до 12,5% — пошлины
на легковые машины не старше трех лет с мощностью двигателя
от 2,8 литра. И даже на кроссоверы с мотором
от 3,5 до 4,2 литра.
Впрочем, утилизационный сбор, возможно, останется
в России навсегда — чтобы наша страна не превратилась
в общеевропейскую или даже мировую автосвалку. Во имя этого власти
готовы спорить и судиться даже с ВТО.
— В ВТО принято спорить много и по разным
поводам, — говорит профессор Портанский. — Будем спорить
и мы — по конкретным претензиям. И отстаивать свою
правоту...
|