Переход на электронные ветеринарные сертификаты позволит
создать систему прослеживания продукции на всем ее пути от производителя к
потребителю, отмечают в Россельхознадзоре.
Ведомство разработало проект нормативного документа, регламентирующего
процедуру электронной ветеринарной сертификации, — «Правила электронной
ветеринарной сертификации поднадзорной продукции». Перспективы внедрения и
непосредственного применения Правил обсуждались 11 октября на рабочем совещании
заместителя руководителя Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному
надзору Николая Власова с представителями бизнес-сообщества.
Как сообщили РИА Fishnews.ru в пресс-службе
Россельхознадзора, Николай Власов обратил внимание участников встречи на то,
что внедрение электронной системы сертификации сделает услугу бесплатной,
упростит взаимодействие бизнеса и контролирующих органов. И самое главное — при
использовании электронной системы заявка на выдачу сертификата запускает
механизм отслеживания происхождения и перемещения продукции. Фактически
электронная ветеринарная сертификация решает задачу создания единой системы
прослеживания продукции на всем ее пути к потребителю. «В глобальном смысле
внедрение системы позволит существенно снизить как риски для здоровья
потребителей, так и экономические риски для отрасли в целом, исключив попадание
в торговый оборот недоброкачественных и незаконно произведенных товаров», —
считают в Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору.
В качестве основы предлагается использовать Государственную
информационную систему «Меркурий», которая позволит ветеринарным службам России
и других стран Таможенного союза работать в едином информационном поле и
контролировать перемещение живых животных и грузов животного происхождения по
всей территории ТС. По словам заместителя руководителя Россельхознадзора,
коллеги из Беларуси и Казахстана принципиально поддерживают внедрение системы
электронной ветсертификации. В настоящее время прорабатывается механизм их
участия.
Вместе с тем в Правилах предусмотрен раздел «Предоставление
доступа должностным лицам ЕврАзЭС». «Даже если на уровне КТС не будет принят
этот документ, то в силу того, что мы этим пользуемся, мы предоставляем им
средства удостоверения. И мы сможем внести в соответствующие акты ТС изменения,
которые позволят использовать эту систему. А если Казахстан решит
присоединиться, то это может пройти как регламент Таможенного союза», — отметил
Николай Власов.
Он сообщил, что в ближайшее время Правила будут направлены в
Минсельхоз для согласования, после чего, по сложившейся практике, проект
приказа появится на официальном сайте ведомства.
По словам заместителя руководителя Россельхознадзора, в
приказ предлагается ввести две нормы: «Первая — выбор между бумажной
сертификацией и электронной в срок до 1 января 2014 года осуществляет владелец
продукции. Вторая — после 1 января 2014 года сертификация продукции
производится исключительно в электронном виде».
Представители бизнеса предложили предусмотреть поочередное
введение в действие системы по отношению к разным видам продукции. Николай
Власов в свою очередь заявил: «Нет ничего страшного в том, чтобы прописать
поэтапное внедрение. Мы готовы согласиться с тем, чтобы вводить переходный
период по видам продукции. Но при этом начать с того, что представляет
наибольший риск — это сырые продукты. Не сырье, потому как сырье в ретейл не
идет, а сырые продукты».
Заместитель руководителя Россельхознадзора отметил, что
интерес ведомства как надзорного органа, прежде всего, заключается в обеспечении
прозрачности оборота продукции. В частности, Николай Власов заявил: «Задача и
цель, которые мы перед собой ставили, — это не только решение вопросов
ветеринарного надзора. Это очевидно необходимая задача создания национальной
системы прослеживаемости продукции животного происхождения и животных — от поля
до прилавка. Так сложилось, что ветеринарная сертификация — это единственный
механизм в Российской Федерации, который позволяет на сегодня это сделать.
Применительно к сегменту готовой продукции о ветеринарном надзоре в смысле
распространения заразных болезней животных речи не идет, потому что их там не
останется».
Но вместе с тем Николай Власов высказал мнение о том, что
«если делать систему нормальной, то в смысле трассировки должно учитываться абсолютно
все, в чем есть компонент животного происхождения». «Однако это не предполагает
надзора, это основа прослеживаемости в случае, если приходит сигнал, что в
торговлю ушла зараженная продукция и нужно оперативно ее оттрассировать... Исходя
из этого вся продукция, содержащая компоненты животного происхождения, должна
прослеживаться. А в идеале — все, что человек ест. Должна быть система,
позволяющая определить источник угрозы. Это и есть защита пищевой пирамиды. При
этом если система контроля в отношении какого-то вида товара такова, что она
существенно препятствует развитию отрасли, то лучше пусть ее не будет. Но если
мы сумеем сделать механизмы, которые не препятствуют, а способствуют развитию,
пусть они будут везде, почему нет? У нас две задачи — убрать товар из оборота в
случае, если мы обнаружим, что он не должен туда попасть. Или найти источник
инфекции или отравления, когда это выявлено уже на финальных стадиях оборота
продукции. Вот поэтому нужна сквозная прослеживаемость», — заявил представитель
Россельхознадзора.
По мнению Николая Власова, концепция работы системы такова,
что она не вводит ветеринарный контроль в привычном понимании, а снимает.
Последний этап ветеринарного надзора как такового заканчивается при
сертификации продукции у производителя, так сказать, на выходе с завода. Дальше
ветеринарного надзора в привычном понимании нет. Далее следует
прослеживаемость, то есть ветеринарные меры защиты реализуются путем
недопущения в нормальный товарооборот нелегальной, непроверенной продукции.
Фактически, как отметили в федеральной службе, контроль передается
хозяйствующим субъектам, которые в системе указывают аккредитованных лиц. И уже
они в свою очередь становятся поднадзорными ветеринарному надзору. Причем
Россельхознадзор как контролирующий орган следит за их деятельностью в основном
по результатам того, что они делают в системе. Каждый последующий участник
оборота контролирует предыдущих. Это дает возможность снизить интенсивность
государственного контроля, что и реализовано в Правилах, обратили внимание в
Россельхознадзоре.
|