Темой совещания стали проблемные вопросы при оформлении
ветдокументов, необходимых для экспорта российской продукции за рубеж
Заместитель руководителя Россельхознадзора Николай Власов
принял участие в совещании "О проблемных вопросах ветеринарного контроля
продукции водного промысла", которое проходило в Южно-Сахалинске.
Совещание состоялось в рамках работы комиссии по проведению проверки Управления Россельхознадзора по Приморскому краю и Сахалинской области и ФГБУ
"Приморская межобластная ветеринарная лаборатория", сообщили РИА
PrimaMedia в пресс-службе ведомства.
Проведение проверки было организовано по обращению к
руководителю Россельхознадзора Сергею Данкверту губернатора Сахалинской области
Александра Хорошавина.
В работе совещания приняли участие заместитель председателя
правительства региона Сергей Карепкин, член Совета Федерации Александр
Верховский, президент Ассоциации добытчиков минтая Герман Зверев, представители
центрального аппарата Россельхознадзора, Ассоциации лососевых рыбоводных
заводов Сахалинской области, Ассоциации независимых грузоперевозчиков,
Ассоциации рыбопромышленников Сахалина, Ассоциации "Союз рыболовецких
колхозов и предприятий Сахалинской области, Управления Россельхознадзора по
Приморскому краю и Сахалинской области, подведомственного Россельхознадзору
Национального центра безопасности продукции водного промысла и аквакультуры,
Приморской межобластной ветеринарной лаборатории, Агентства по рыболовству
Сахалинской области, Сахалинского филиала Центра системы рыболовства и связи,
федеральной таможенной службы, погрануправления по Сахалинской области,
коммерческих организаций.
Основной темой совещания послужили проблемные вопросы при
оформлении ветеринарных разрешительных документов, необходимых для экспорта
российской продукции водного промысла за рубеж.
Диалог на совещании в основном шел о проблемах и механизме
выдачи сахалинским рыбопромысловым организациям российского ветеринарного
сертификата формы 5i, а также международного сертификата здоровья (Health
Certificates), необходимого для экспорта рыбопродукции в такие страны как
Китай, Республика Корея и страны Евросоюза.
Требованиями Китая, Республики Корея и Евросоюза является
обязательное наличие сертификата здоровья (Health Certificates) на продукцию
водного промысла, который подтверждает качество и безопасность этой продукции
при ввозе в эти страны.
В самом начале совещания Николай Власов выразил
благодарность администрации Сахалинской области, Ассоциации добытчиков минтая,
сахалинским рыбопромысловым организациям, благодаря которым комиссия еще до
приезда во Владивосток и Южно-Сахалинск была в курсе основных проблем рыбной
отрасли Сахалина и Приморского края.
В ходе совещания представители сахалинских рыбодобывающих и
перерабатывающих компаний в достаточно резкой форме высказали свои претензии к
работе Управления Россельхознадзора по Приморскому краю и Сахалинской области.
Представители рыбной отрасли считают, что имеют место быть
необоснованные задержки в оформлении ветеринарных сертификатов формы 5i и
сертификатов здоровья, неправомерные отказы в их выдаче, а также истребование
Управлением Россельхознадзора по Приморскому краю и Сахалинской области слишком
большого количества документов на экспортируемую продукцию рыбной отрасли, что
затрудняет ее экспорт.
По результатам работы комиссии был проведен полный и
всесторонний анализ деятельности Управления Россельхознадзора по Приморскому
краю и Сахалинской области, который выявил ряд серьезных системных проблем при
осуществлении ветеринарного контроля за экспортными партиями рыбной продукции.
Первым из проблемных вопросов, который был проверен
комиссией, был вопрос о необоснованных, по мнению рыбаков, задержках в выдаче
ветеринарного сертификата формы 5i.
Было выяснено, что все случаи обозначенных
рыбопромышленниками задержек в выдаче этого вида ветеринарного сертификата
заключались в подаче представителями рыбопромысловых организаций неполного,
либо неправильно оформленного пакета документов. Инспектора же
Россельхознадзора, не оформляя тут же технический отказ, давали возможность
донести недостающие документы либо исправить ошибки, что и трактуется рыбаками
как задержки.
Случаев отказа либо задержек в оформлении сертификата 5i при
полном и правильно оформленном пакете документов комиссией обнаружено не было.
Аналогичная ситуация наблюдается и с озвученными
рыбопромышленниками случаями необоснованных, по их мнению, задержек и отказов в
оформлении сертификатов здоровья. Всего было озвучено 42 таких случая, из
которых комиссии не удалось обнаружить ни одного случая необоснованной
задержки, либо неправомерного отказа.
В четырех случаях транспортные суда не были зарегистрированы
в списках страны-экспортера, в восьми случаях продукция на момент подачи заявки
находилась на территории иностранного государства.
Николай Власов сообщил собравшимся, что для устранения этой
проблемы мнимых задержек, с 28 мая этого года, в случае, если рыбаками подается
неполный или неправильно оформленный пакет документов, заявитель будет получать
технический отказ в этот же день. При этом документы не возвращаются, а ждут,
когда они будут дополнены или исправлены.
Отсчет времени на принятие решение в оформлении сертификатов
будет вестись не с даты написания заявки, а с даты ее регистрации в
территориальном управлении Россельхознадзора по Приморскому краю и Сахалинской
области.
Ответом Россельхознадзора на поданные рыбаками заявки на
получение сертификата здоровья и ветеринарного сертификата формы 5i может быть
либо выдача сертификата, либо отказ в выдаче. Рыбаки же понимают это несколько
иначе. Ответом они считают только выдачу соответствующего сертификата.
Также, для устранения возможных проблем в выдаче ветеринарного
сертификата формы 5i, на сайте Россельхознадзора, ориентировочно через 2-3
месяца, в информационной системе "Меркурий" будет запущен модуль
выдачи сертификатов 5i в электронном виде, а через 5-6 месяцев аналогичный
модуль выдачи разрешений на вывоз.
Участники внешнеэкономической деятельности будут заполнять
специальную форму, прикладывать в электронном варианте соответствующий пакет
документов, и рассматривать их заявку будут не сотрудники Россельхознадзора, а
информационные системы, которые не дадут ошибиться. В настоящее время срок
получения ответа на подобные виды запроса в информационной системе
"Аргус" составляет до 1,5 секунд. Аналогично планируется решать
вопрос и с оформлением сертификатов здоровья.
По вопросу истребования у экспортеров рыбопродукции слишком
большого количества документов для оформления сертификата здоровья, то здесь,
как было отмечено еще на совещании во Владивостоке, базовыми нормативными
документами являются не российские документы, а международные.
Далее по юридической силе идут требования страны-импортера,
далее – Таможенного союза и только в конце – нормативные документы Российской
Федерации. Причем здесь надо помнить, что сертификаты здоровья несут, в
зависимости от страны-получателя, две или три функции, это удостоверение
безопасности груза, удостоверение происхождения груза и прослеживаемость его
перемещения. Так, например Европейский союз требует полную
прослеживаемость транзакции, в Китае такого требования нет.
Порядок оформления продукции, включая перечень требуемых
документов, зависит от международного законодательства и законодательства
страны-получателя, разные страны – разные требования.
Что же касается уменьшения количества документов прилагаемых
к заявке на получение сертификата 5i, то здесь решение вопроса лежит в
плоскости налаживания нормального документооборота между органами
Россельхознадзора и, в первую очередь, с субъектовыми ветеринарными службами и
территориальными органами Росрыболовства.
По поводу озвученных рыбопромышленниками случаев затягивания
оформления рыбопромысловых грузов, Николай Власов
разъяснил, что инспектора Россельхознадзора досматривают груз в порту в
процессе разгрузки, и от того, какой темп разгрузки судна зависит скорость
оформления его груза в территориальном управлении Россельхознадзора.
Также был затронут вопрос оформления сертификатов здоровья
на партии рыбопродукции, которые уже находятся за рубежом, в большинстве
случаев это международный порт Пусан Республики Корея. Юрисдикция
Россельхознадзора обозначена четко – это пределы Российской Федерации. Однако,
нередки случаи, когда из Российской Федерации выходят судовые партии продукции
водного промысла с полностью оформленными ветеринарными документами. По
прибытии в иностранный порт эта партия или часть партии продается и получает нового
получателя груза или страну-назначения, либо все вместе взятое. В итоге
возникает необходимость в оформлении нового сертификата здоровья.
По словам Николая Власова, несмотря на то, что юрисдикция
Россельхознадзора ограничена пределами Российской Федерации, но в то же время
не было запрета на нашу деятельность за рубежом, работал следующий механизм. В
порту Пусана находился специалист подведомственного Россельхознадзору ФГБУ,
который проводил освидетельствования поступающих российских грузов и выдавал
заключения на получение сертификатов здоровья.
"Таким образом, мы закрывали требования КНР, Кореи и
Евросоюза. Однако в силу некоторых обстоятельств, включая решение Управления
Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю от 14 июля 2011 года, дальнейшее
использование такого механизма оказалось невозможным", - отметил Николай
Власов.
По мнению Николая Власова, в настоящее время наиболее разумным
представляется внесение изменений в действующее законодательство, которое
позволило бы осуществлять сертификацию находящихся за рубежом грузов российских
компаний.
|