В письме главы Всемирной организации здоровья животных
(Международное эпизоотическое бюро, МЭБ), в частности, говорится:
"Обращаюсь к Вам с просьбой передать от моего имени это
письмо соответствующим органам и представителям Российского Правительства
(включая их Превосходительства заместителей Председателя Правительства,
Министра экономического развития, Министра сельского хозяйства и руководителя Федеральной
службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору).
Позвольте мне обратиться в Вам в связи с весьма серьезной
обеспокоенностью по вопросу передачи функций проведения ветеринарного контроля,
в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации от
компетентного в области ветеринарии органа другим контролирующим организациям
Российской Федерации.
Российская Федерация, как и остальные 177 стран-членов
Всемирной Организации Здравоохранения Животных (МЭБ), должна организовывать
свою деятельность в области ветеринарии, основываясь на принципах, изложенных в Кодексах здоровья наземных и
водных животных МЭБ, на основании которых компетентный в области ветеринарии
орган страны обязан организовать специализированные пограничные пункты и
осуществлять в них пограничный ветеринарный контроль. Важно подчеркнуть тот
факт, что отказ от этих обязательств одной страной ставит под угрозу
эпизоотическое состояние всех сопредельных государств, а граница Российской
Федерации протяженнее границы любой другой страны мира. Это особенно актуально
в настоящее время, когда вспышки африканской чумы свиней охватили всю
Европейскую часть России, а вспышки ящура регистрируются на Дальнем Востоке и
Северном Кавказе, что вызывает растущее беспокойство во всем мире.
Чтобы не допустить дорогостоящих ошибок, возможных при реорганизации пограничного ветеринарного
надзора Российской Федерации, я настоятельно рекомендую провести анализ рисков,
связанных с передачей функций ветеринарной службы, некомпетентным в области
ветеринарии органам, и считаю очень важным исполнение стандартов МЭБ, которые
обеспечивают безопасность международной торговли продукцией животного
происхождения, в связи с чем, являются основополагающими как для членов этой
организации, так и для стран-членов ВТО. В связи с тем, что Российская Федерация является одним из крупнейших
участников мирового рынка продукции животного происхождения и кормов, риски
связанные с отсутствием контроля со стороны компетентного в области ветеринарии
органа на государственной границе способны привести не только к резкой
дестабилизации эпизоотической обстановки в стране, но и потере статуса
страны-экспортера продукции животного происхождения и кормов, что чревато
крупными экономическими потерями.
Анализ мирового опыта, показывает, что ослабление уровня
основной санитарной защиты напрямую связано с законодательными ограничениями
полномочий ветеринарных служб и передачи присущих им функций другим
неподготовленным ведомствам. Примером
этому может служить ликвидация в 2005-2006 годах пограничной ветеринарной
службы Грузии, что, в последствии, привело к заносу и распространению африканской
чумы свиней в регионе, в котором она ранее не регистрировалась, и полному
запрету экспорта продукции животного происхождения и кормов с территории
Грузии, а также к заносу болезни на Российскую территорию и гибели сотен тысяч
животных.
По мнению экспертов МЭБ, наиболее подходящей для Российской Федерации и Таможенного союза в целом
является модель системы пограничной ветеринарной службы, действующий на данный
момент в Европейском союзе и осуществляющей свою деятельность на внешних
границах стран ЕС.
В свою очередь, со стороны МЭБ, являющейся всемирной
референтной организацией по охране здоровья животных, я подтверждаю, что мы
готовы, по запросу и бесплатно, оказать Российской Федерации консультационную
экспертную помощь по организации пограничного ветеринарного контроля мирового
уровня".
|