В связи с запросами относительно обеспечения фитосанитарной безопасности
посадочного материала, поставляемого странами Евросоюза в Россию,
Россельхознадзор считает необходимым дать некоторые разъяснения.
Как известно, в результате ранее проведенных совместных
обследований 64 питомников на территориях Польши и Венгрии, 14% из них, ранее считавшихся благополучными в
фитосанитарном отношении, оказались зонами распространения карантинных объектов,
таких как шарка слив (Plum pox potyvirus) и возбудитель бактериального ожога
плодовых (Erwinia amylovora (Burill) Winslow et al.), в связи с чем поставки
посадочного материала из этих питомников были прекращены.
Несмотря на неоднократные настоятельные просьбы
Россельхознадзора, Еврокомиссия не создала системы, гарантирующей
безопасность посадочного материала, предназначенного для экспорта в Россию и
другие страны Таможенного союза, в то же время препятствуя реализации уже
достигнутых двусторонних договоренностей о системе мер по обеспечению таких
гарантий с национальными организациями по карантину и защите растений
стран-поставщиков. При этом Россию пытаются убедить в том, что она, как страна,
присоединившаяся к ВТО, обязана принимать посадочный материал из стран
Евросоюза, не требуя фитосанитарных гарантий его безопасности.
Принимая во внимание эти обстоятельства, Россельхознадзор
считает нелишним напомнить, что он, как Национальная организация по карантину и
защите растений, обязан, руководствуясь принципами Международной конвенции по
защите растений (МКЗР), обеспечить, в частности, как это указано в
Международных стандартах по фитосанитарным мерам, «эффективные действия по
предотвращению интродукции вредных для растений и растительных продуктов организмов».
При вступлении России в ВТО российская сторона взяла на себя обязательство «разрешить экспорт посевного и посадочного
материала основываясь на гарантиях, предусмотренных национальной организацией
по карантину и защите растений страны-экспортера из зон или мест производства,
свободных от вредных организмов согласно международным стандартам, рекомендациям
и руководящим принципам». Разумеется, это не означает отказа России от суверенного
права применять в случае необходимости защитные фитосанитарные меры. Для
введения таких мер или отказа от них применяется анализ фитосанитарного риска. Для оценки же
фитосанитарного риска в течение двух последних лет Россельхознадзор
неоднократно направлял в Генеральный директорат Еврокомиссии по здравоохранению
и защите потребителей запросы о предоставлении информации о фитосанитарном
состоянии территорий стран-членов Евросоюза. Ни на один из запросов ответ до
настоящего времени не получен. Таким образом, у Россельхознадзора нет
документальных оснований полагать, что предлагаемый для экспорта в Россию/Таможенный
союз посадочный материал произведен в
свободных зонах, как это требуется соответствующими положениями Международного
стандарта по фитосанитарным мерам.
Сложившееся положение будет обсуждено во время переговоров с
руководством Генерального директората Еврокомиссии по здравоохранению и защите
потребителей на следующей неделе. Дальнейший отказ европейской стороны от
принятия эффективных и транспарентных мер по обеспечению фитосанитарной
безопасности посадочного материала, предназначенного для России и других стран
Таможенного союза, может привести к
введению ограничительных мер в отношении поставок из всех питомников стран
Евросоюза, исключая уже обследованные и одобренные питомники Польши и Венгрии.
|