Официальный сайт
Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору
(http://www.fsvps.ru)
11 января 2013 г.
В связи с запросами относительно обеспечения фитосанитарной безопасности посадочного материала, поставляемого странами Евросоюза в Россию, Россельхознадзор считает необходимым дать некоторые разъяснения.
Как известно, в результате ранее проведенных совместных обследований 64 питомников на территориях Польши и Венгрии, 14% из них, ранее считавшихся благополучными в фитосанитарном отношении, оказались зонами распространения карантинных объектов, таких как шарка слив (Plum pox potyvirus) и возбудитель бактериального ожога плодовых (Erwinia amylovora (Burill) Winslow et al.), в связи с чем поставки посадочного материала из этих питомников были прекращены.
Несмотря на неоднократные настоятельные просьбы Россельхознадзора, Еврокомиссия не создала системы, гарантирующей безопасность посадочного материала, предназначенного для экспорта в Россию и другие страны Таможенного союза, в то же время препятствуя реализации уже достигнутых двусторонних договоренностей о системе мер по обеспечению таких гарантий с национальными организациями по карантину и защите растений стран-поставщиков. При этом Россию пытаются убедить в том, что она, как страна, присоединившаяся к ВТО, обязана принимать посадочный материал из стран Евросоюза, не требуя фитосанитарных гарантий его безопасности.
Принимая во внимание эти обстоятельства, Россельхознадзор считает нелишним напомнить, что он, как Национальная организация по карантину и защите растений, обязан, руководствуясь принципами Международной конвенции по защите растений (МКЗР), обеспечить, в частности, как это указано в Международных стандартах по фитосанитарным мерам, «эффективные действия по предотвращению интродукции вредных для растений и растительных продуктов организмов». При вступлении России в ВТО российская сторона взяла на себя обязательство «разрешить экспорт посевного и посадочного материала основываясь на гарантиях, предусмотренных национальной организацией по карантину и защите растений страны-экспортера из зон или мест производства, свободных от вредных организмов согласно международным стандартам, рекомендациям и руководящим принципам». Разумеется, это не означает отказа России от суверенного права применять в случае необходимости защитные фитосанитарные меры. Для введения таких мер или отказа от них применяется анализ фитосанитарного риска. Для оценки же фитосанитарного риска в течение двух последних лет Россельхознадзор неоднократно направлял в Генеральный директорат Еврокомиссии по здравоохранению и защите потребителей запросы о предоставлении информации о фитосанитарном состоянии территорий стран-членов Евросоюза. Ни на один из запросов ответ до настоящего времени не получен. Таким образом, у Россельхознадзора нет документальных оснований полагать, что предлагаемый для экспорта в Россию/Таможенный союз посадочный материал произведен в свободных зонах, как это требуется соответствующими положениями Международного стандарта по фитосанитарным мерам.
Сложившееся положение будет обсуждено во время переговоров с руководством Генерального директората Еврокомиссии по здравоохранению и защите потребителей на следующей неделе. Дальнейший отказ европейской стороны от принятия эффективных и транспарентных мер по обеспечению фитосанитарной безопасности посадочного материала, предназначенного для России и других стран Таможенного союза, может привести к введению ограничительных мер в отношении поставок из всех питомников стран Евросоюза, исключая уже обследованные и одобренные питомники Польши и Венгрии.
Россельхознадзор / Новости / http://www.fsvps.ru/fsvps/news/5850.html