© Центральный аппарат
Встреча состоялась в рамках посещения Сергея Данкверта
25-й международной выставки продуктов питания, напитков и сырья для их
производства «Продэкспо». Ключевой темой диалога главы Россельхознадзора и генерального
директора группы компаний «Кабош» Дмитрия Матвеева стало обсуждение открытого письма от компании в адрес министра сельского хозяйства
А. Н. Ткачева (ссылка на письмо).
В ходе встречи обсуждены особо острые проблемы
молочного рынка и инициативы компании по их решению. Г-н Матвеев
проинформировал Сергея Данкверта о направлениях работы компании. Так,
агропромышленный холдинг полного цикла профилируется на производстве
натуральных, качественных сыров и собственного молока-сырья для них.
Вместе с тем проблемы, с которыми сталкивается компания, существенно
влияют на реализацию стратегии импортозамещения, которую обозначил
президент страны. Одна из ключевых проблем — это наличие фальсификата
молочной продукции на российском рынке. Так, по подсчетам компании,
доля некачественной, фальсифицированной молочной продукции достигает уровня
50%. Это делает неконкурентной продукцию добросовестных компаний.
В этом ключе отмечена совершенно неэффективная работа
Роспотребнадзора, который долю фальсификата оценивает в 3,5–4%. Стороны
сошлись во мнении в логичности и обоснованности прозвучавшего
накануне предложения министра сельского хозяйства Александра Ткачева
в части закрепления функций по контролю качества всей пищевой
продукции от поля до прилавка на уровне Министерства сельского
хозяйства. Только этот путь сможет привести к наведению порядка
на рынке в части выстраивания здоровой конкуренции и концептуального
снижения объемов попадания на прилавки некачественной, фальсифицированной
продукции.
Еще одной проблемой отрасли является значительное увеличение
производства и ввоза сырных и сыроподобных продуктов. Отмечено, что
необходимо на законодательном уровне разделить понятия «сыр», «сырный
продукт» и «сыроподобный продукт» на полке в магазине
с помощью соответствующей маркировки этикетки. По словам г-на
Матвеева, парадокс заключается в том, что в магазине такого товара,
как сырный продукт, сегодня нет, что позволяет сделать закономерный вывод:
фальсификат безнаказанно продается под названием «сыр». Появление
на законодательном уровне градации «сыр» — «сырный продукт» станет
основой честной борьбы за выбор покупателя, что позволит натуральному сыру
конкурировать на полке с равным по качеству и цене продуктом.
Сегодня все честные российские производители сыра вынуждены работать
на рынке, где присутствует не только большой процент фальсификата,
но и продукт от «переупаковщиков», в том числе
и контрабандой ввезенный в нашу страну. Товар от «переупаковщиков»
может быть очень разным: от вполне добротного сыра до подделки,
недотягивающей даже до понятия «сырный продукт». Под одной и той
же маркой сегодня может фасоваться одно, а завтра другое —
ни о какой стабильности, предсказуемости качества и вкуса
не может быть и речи.
Сергей Данкверт выразил благодарность главе компании «Кабош»
за смелость в озвучивании проблемных вопросов и сообщил, что,
к сожалению, открыто говорить об этих проблемах сегодня практически
никто не решается. Более того, инициативы и попытки Россельхознадзора
в корне изменить ситуацию расцениваются как желание Службы получить
дополнительные функции. Вместе с тем наличие полномочий по контролю
качества продукции у Россельхознадзора даст возможность в считаные
месяцы решить большую часть проблемных вопросов.
В ходе диалога также затронут вопрос внедрения
электронной ветеринарной сертификации не только на сырье,
но и на готовую молочную продукцию. В этом ключе г-н
Матвеев сообщил, что система электронной сертификации на его предприятиях
внедрена уже давно и зарекомендовала себя только с лучшей стороны.
По мнению гендиректора компании «Кабош», информационная система «Меркурий»
является обязательным условием работы добросовестного производителя, которому
нечего скрывать.
Наряду с этим отмечено, что внедрение электронной
ветсертификации активно саботируется на уровне крупнейших иностранных
компаний по производству молочной продукции, для которых, очевидно,
прозрачность в работе не является ключевым приоритетом. В этой
связи отмечен высокий процент использования сухого молока вместо натурального
питьевого. Это сильно дестабилизирует цены на молочную продукцию
и вызывает недовольство среди производителей.





|