© Центральный аппарат
1 апреля 2016 года распоряжением Правительства РФ утвержден
план мероприятий («дорожная карта») по совершенствованию
контрольно-надзорной деятельности в РФ на 2016-2017 годы. Планом предусмотрено
внедрение дифференцированного подхода к проведению контрольных мероприятий в
зависимости от степени риска причинения субъектами хозяйственной деятельности
вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, который позволит существенно
повысить эффективность расходования ресурсов на функционирование
контрольно-надзорных органов путем сосредоточения усилий инспекторского состава
государственного надзора на наиболее значимых объектах.
Введение дифференцированного подхода к осуществлению
Управлением контрольно-надзорной деятельности в 2016 году проходило в следующих
направлениях.
Сокращение количества подконтрольных субъектов и отказ от
всеобъемлющего контроля, при котором контрольным мероприятиям подлежат все
субъекты.
Общее количество юридических лиц, индивидуальных
предпринимателей, деятельность которых подлежит государственному контролю
(надзору) со стороны Управления, за период 2014 — 2016 годы существенно не
менялось. Изменению подвергся «качественный» состав объектов, причиной чего
явилась динамика развития с/х в части
животноводства подконтрольных регионов.
При этом в ходе осуществления Управлением
контрольно-надзорной деятельности в отношении стабильно работающих юридических
лиц и индивидуальных предпринимателей сформирована история взаимодействия
подконтрольного субъекта с контрольным органом, что позволило провести
дифференциацию около 80% хозяйствующих субъектов с точки зрения потенциального
риска осуществляемой деятельности. Проведенная в 2016 году работа по внедрению
системы управления рисками позволила сформировать оптимальный план проверок на
2017 год, учитывающий заданные ограничения.
Сокращение количества проверок и снижение административного
давления на бизнес при одновременном повышении уровня защищенности охраняемых
законом ценностей.
Анализ количества контрольно-надзорных мероприятий,
проведенных Управлением в 2016 году, показал:
Снижение общего количества проверок на 47% (2022 проверки в
2015 году, 1079 — в 2016 году).
Снижение количества плановых проверок на 67% (1043 плановых
проверки в 2015 году, 335 — в 2016 году) за счет ограничений в проведении
проверок субъектов малого и среднего бизнеса.
Снижение количества внеплановых проверок на 26% (979
внеплановых проверок в 2015 году, 724 — в 2016 году).
При этом в разрезе видов внеплановых проверок динамика
такова:
|
2015 г.
|
2016 г.
|
Вид внеплановой проверки
|
Доля проверок данного вида
|
Доля проверок данного вида
|
Проверки по контролю исполнения
предписаний
|
786 (80%)
|
558 (77%)
|
По поступившим заявлениям
|
20 (2%)
|
41 (6%)
|
По иным основаниям в соответствии с
законодательством
|
80 (8%)
|
73 (10%)
|
В соответствии с поручениями
Президента РФ, Правительства РФ
|
86 (9%)
|
28 (4%)
|
В соответствии с требованиями органов
прокуратуры
|
7 (1%)
|
24 (3%)
|
Некоторый рост отмечен в отношении проверок, инициированных
извне (требования прокуратуры, заявления), тогда как в целом прослеживается
тенденция к уменьшению числа внеплановых мероприятий.
Переход от оценки результативности контрольно-надзорных
мероприятий, основанной на количестве выявленных нарушений и размере санкций, к
оценке эффективности контрольно-надзорной деятельности, основанной на приведении
деятельности хозяйствующего субъекта в соответствие с обязательными
требованиями.
Показатели
|
2015 г.
|
2016 г.
|
Общее количество юридических лиц, индивидуальных
предпринимателей, деятельность которых подлежит государственному контролю
(надзору) со стороны Управления
|
3618
|
3102
|
Общее количество юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей, в отношении которых проводились плановые, внеплановые
проверки
|
1146
|
324
|
Общее количество юридических лиц, индивидуальных
предпринимателей, деятельность которых приведена в соответствие с
установленными требованиями (из проверенных в отчетный период)
|
640
|
297
|
Эффективность
|
56%
|
91%
|
|