© Центральный аппарат
Вниманию:
сотрудников и руководителей органов
государственной власти в сфере ветеринарии
субъектов Российской Федерации,
сотрудников и руководителей территориальных
управлений Россельхознадзора,
хозяйствующих субъектов, осуществляющих импорт,
добычу, производство и оборот подконтрольных госветнадзору товаров
Уважаемые коллеги, дамы и господа!
Учитывая, что полную обработку статистики и аналитики по ситуации за очередной месяц – апрель 2018 года можно делать только по окончании месяца, а в начале мая нам предстоят длинные выходные, мы решили уже перед праздниками представить вашему вниманию предварительную статистику за апрель месяц.
Она, естественно, не будет полной (полную мы опубликуем позже) и в ней мы сосредоточимся только на результатах, достигнутых в различных субъектах Российской Федерации.
Итак, за 25 дней апреля 2018-го мы имеем 35’477’513 оформленных эВСД, прогноз на апрель в целом – 42,5 миллиона эВСД (прирост по сравнению с мартом 7,41%).
В апреле эВСД оформлены (факт) на 117’986 объектах – отправителях подконтрольных товаров (ПТ), и с ними ПТ направлялись на 378’835 объектов – получателей.
В апреле государственными ветеринарными врачами оформлено (факт) 12’805’992 эВСД или 34,63% от общего числа оформленных эВСД.
Уполномоченными лицами хозяйствующих субъектов (ХС) в апреле оформлено 63,90% от общего числа оформленных эВСД, а аттестованными специалистами (негосударственными ветврачами) примерно 1,47%.
Отметим, что существенный вклад аттестованные специалисты внесли в процесс только в Челябинской области. Там соотношение следующее: государственными ветеринарными врачами оформлено 37,51% от общего числа эВСД, оформленных в области (общее число эВСД за месяц в Челябинской области по прогнозу за месяц составит 2,9 млн.), уполномоченными лицами – 46,19%, аттестованными специалистами 16,13%.
Начали потихонечку работать аттестованные специалисты в Сахалинской (8,22%), Брянской (7,34%) и Калужской (5,41%) областях. В остальных субъектах аттестованными специалистами эВСД либо совсем не оформляются, либо их оформляется очень мало.
В апреле через API-интерфейс Меркурия оформлено 75,73% эВСД, остальное – через web-интерфейс.
В апреле через API-интерфейс Меркурия оформлено ветеринарными врачами – сотрудниками госветслужбы 5,1 млн. эВСД, через web-интерфейс – 7,7 млн. Соответственно, через API-интерфейс Меркурия оформлено ветеринарными врачами – сотрудниками госветслужбы 40% эВСД от их общего числа, оформленного ими.
В этом смысле самые позитивные показатели у госветслужб Челябинской, Тульской, Кемеровской областей и Республики Марий-Эл, где от 83% до 95% эВСД, оформляемых госветслужбой, оформляется через API-интерфейс Меркурия.
Уполномоченные лица хозяйствующих субъектов, если брать средние по стране данные, пользуются, в основном API-интерфейсом. В апреле через API-интерфейс ими оформлено (факт) 21,7 миллиона эВСД, а через web-интерфейс – только 0,9 млн.
В различных субъектах по этому показателю картина, естественно, сильно различается.
Так, например, в целом ряде субъектов Российской Федерации мы имеем очень неплохое соотношение API/web. Это Астраханская, Волгоградская, Воронежская и Кемеровская области, Краснодарский край, Ленинградская, Московская, Нижегородская, Новгородская, Оренбургская, Орловская, Пензенская и Псковская области, Республики Башкортостан, Марий Эл и Татарстан, Ростовская, Самарская, Саратовская и Свердловская области, Ставропольский край, Тамбовская, Тверская, Тульская, Тюменская, Челябинская и Ярославская области. В каждом из этих субъектов от 75 до 97% эВСД оформляется через API-интерфейс, т.е. без затрат ручного труда.
В то же время есть такие субъекты Российской Федерации, где власти совершенно не уделяют внимания ни собственной подготовке, ни подготовке хозяйствующих субъектов.
Среди них:
Забайкальский край, Кабардино-Балкарская Республика, Ненецкий автономный округ, Республики Алтай, Бурятия, Ингушетия, Саха (Якутия) и Тыва, Чукотский автономный округ, где эта работа вообще не проводится,
а также г. Севастополь, Камчатский край, Магаданская область, Республики Адыгея, Дагестан, Карелия, Крым, РСО – Алания и Хакасия, Рязанская область, Ханты-Мансийский АО и Чеченская Республика, где эта работа проводится «через пень-колоду» и достигнутые показатели от 0,09% до 4,86%.
В количественном аспекте по оформлению эВСД в регионах картина следующая.
Есть группа регионов лидеров, где оформлено от 1 до 3,7 млн. эВСД за апрель. Это Воронежская, Кемеровская и Кировская области, Краснодарский край, Ленинградская, Московская (лучший показатель по России – 3,7 млн эВСД) и Нижегородская области, Республики Башкортостан и Татарстан, Ростовская, Самарская, Свердловская, Челябинская и Ярославская области.
Во второй группе регионов, где дела обстоят скромнее, чем у лидеров, но хорошо по сравнению с прочими, оформлено от полумиллиона до почти 1 миллиона эВСД. Это: Белгородская и Волгоградская области, г. Москва, Новосибирская, Омская, Оренбургская, Орловская и Пензенская области, Пермский край, Саратовская область, Ставропольский край, Тульская и Тюменская области, Удмуртская Республика.
Есть группа аутсайдеров (точнее традиционных аутсайдеров), куда входят: Амурская область, г. Севастополь, Еврейская АО, Забайкальский край, Кабардино-Балкарская Республика, Калининградская область, Камчатский край, Карачаево-Черкесская Республика, Магаданская область, Ненецкий АО, Республики Адыгея, Алтай, Бурятия, Дагестан, Ингушетия, Калмыкия, Карелия, Саха (Якутия), РСО-Алания, Тыва и Хакасия, Сахалинская и Ульяновская области, Ханты-Мансийский АО, Чеченская Республика, Чукотский и Ямало-Ненецкий автономные округа.
При этом, как мы сообщали ранее, количественный показатель в настоящее время не дает уже четкого представления о реальном уровне подготовки к переходу. Его точнее характеризует относительный показать – сколько в регионе эВСД в месяц оформляется на душу населения.
Анализ статистики по этому показателю говорит о следующем.
Впереди всех субъектов Российской Федерации у нас Ярославская область, где этот показатель выше, чем в любом другом субъекте Российской Федерации и составляет 1,22 эВСД на душу населения за месяц.
За Ярославской областью следуют:
Орловская область с показателем 0,87, Челябинская – 0,69, Кировская – 0,62, Ленинградская – 0,61,
затем с показателями 0,3-0,6 – Белгородская, Воронежская и Кемеровская области, Краснодарский край, Московская, Мурманская, Нижегородская, Новгородская и Пензенская области, Республики Марий Эл, Татарстан, Самарская, Тамбовская, Тульская и Тюменская области, Удмуртская Республика.
Список аутсайдеров по этому показателю возглавляет (с заднего, естественно, конца, поскольку говорим об аутсайдерах) Республика Дагестан с показателем 0,003 эВСД на душу населения за месяц, от которого недалеко ушли Республики Карачаево-Черкесская, Ингушетия, Тыва, Чеченская и Чукотский АО с показателями от 0,003 до 0,008.
Кроме них в список аутсайдеров с показателями от 0,008 до 0,08 входят: г. Москва, г. Санкт-Петербург, Еврейская АО, Забайкальский край, Иркутская область, Кабардино-Балкарская Республика, Калининградская область, Приморский край, Республики Алтай, Бурятия, Калмыкия, Карелия, Крым, Саха (Якутия), РСО – Алания, Сахалинская и Ульяновская области, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа.
Если учитывать оба показателя (абсолютное количество эВСД и число эВСД на душу населения) сразу, то получим следующую картину по лидерам.
Лидерами по обоим показателям являются Воронежская, Кемеровская и Кировская области, Краснодарский край, Ленинградская, Московская и Нижегородская области, Республика Татарстан, Самарская область, Удмуртская Республика, Челябинская и Ярославская области.
Республика Башкортостан, Ростовская и Свердловская входят в лидеры по абсолютной величине, но не входят по относительной, т.е. воюют не умением, а числом пока.
А вот Белгородская, Мурманская, Новгородская, Орловская и Пензенская области, Республика Марий Эл, Тамбовская, Тульская и Тюменская области – наоборот, при скромной численности населения делают большие успехи, хотя в чисто количественном аспекте эти успехи и не очень видно.
С аутсайдерами ситуация аналогичная. Подавляющее большинство из них аутсайдеры и по абсолютным и по относительным показателям. Это: Еврейская АО, Забайкальский край, Кабардино-Балкарская Республика, Калининградская область, Республики Карачаево-Черкесская, Алтай, Бурятия, Дагестан, Ингушетия, Калмыкия, Карелия, Саха (Якутия), Северная Осетия – Алания и Тыва, Сахалинская и Ульяновская области, Ханты-Мансийский АО, Чеченская Республика, Чукотский и Ямало-Ненецкий автономные округа.
В то же время, Магаданская область, Республика Хакасия, Амурская область, Ненецкий АО и, особенно, Республика Адыгея и г. Севастополь имеют несколько большие реальные успехи, чем это может показаться по абсолютному показателю, хоть и не ушли далеко от аутсайдеров по относительному показателю.
С другой стороны Приморский край, Иркутская область, Республика Крым и, особенно, города Санкт-Петербург и Москва, являясь безнадежными аутсайдерами по относительному показателю, выглядят несколько лучше по абсолютному за счет большой численности населения.
Интегральная оценка готовности субъектов Российской Федерации (рейтинг готовности) к переходу в процентах от лучшего достигнутого показателя выглядит следующим образом. В таблице показаны: место в рейтинге подготовленности (колонка 1), название субъекта Российской Федерации (колонка 2) и оценка подготовленности (колонка 3) к переходу в процентах от лучшего достигнутого показателя.
1
|
Ярославская область
|
100,0
|
43
|
Республика Адыгея
|
14,5
|
2
|
Орловская область
|
71,4
|
44
|
Владимирская область
|
14,1
|
3
|
Челябинская область
|
56,1
|
45
|
Республика Мордовия
|
13,0
|
4
|
Кировская область
|
51,0
|
46
|
Республика Коми
|
12,0
|
5
|
Ленинградская область
|
50,1
|
47
|
Калужская область
|
11,9
|
6
|
Новгородская область
|
47,2
|
48
|
Брянская область
|
11,7
|
7
|
Республика Марий Эл
|
43,1
|
49
|
г. Севастополь
|
10,9
|
8
|
Удмуртская Республика
|
39,2
|
50
|
Томская область
|
10,6
|
9
|
Тульская область
|
38,8
|
51
|
Чувашская Республика
|
10,3
|
10
|
Воронежская область
|
37,2
|
52
|
Магаданская область
|
10,1
|
11
|
Пензенская область
|
36,9
|
53
|
Алтайский край
|
9,8
|
12
|
Московская область
|
34,2
|
54
|
Красноярский край
|
9,7
|
13
|
Тюменская область
|
33,3
|
55
|
Хабаровский край
|
8,8
|
14
|
Нижегородская область
|
30,9
|
56
|
Республика Хакасия
|
8,3
|
15
|
Краснодарский край
|
30,4
|
57
|
Рязанская область
|
7,7
|
16
|
Кемеровская область
|
29,8
|
58
|
Тверская область
|
7,6
|
17
|
Белгородская область
|
29,5
|
59
|
Амурская область
|
7,4
|
18
|
Тамбовская область
|
27,6
|
60
|
Ненецкий АО
|
7,1
|
19
|
Мурманская область
|
26,7
|
61
|
Республика Крым
|
6,7
|
20
|
Республика Татарстан
|
26,0
|
62
|
Ульяновская область
|
6,5
|
21
|
Самарская область
|
25,7
|
63
|
Сахалинская область
|
5,6
|
22
|
Волгоградская область
|
23,3
|
64
|
Калининградская область
|
5,3
|
23
|
Саратовская область
|
22,8
|
65
|
г. Санкт-Петербург
|
5,2
|
24
|
Пермский край
|
22,1
|
66
|
Приморский край
|
5,0
|
25
|
Смоленская область
|
22,0
|
67
|
Иркутская область
|
4,8
|
26
|
Свердловская область
|
20,8
|
68
|
Республика Бурятия
|
4,4
|
27
|
Костромская область
|
20,4
|
69
|
Еврейская АО
|
4,3
|
28
|
Республика Башкортостан
|
20,2
|
70
|
г. Москва
|
4,2
|
29
|
Новосибирская область
|
20,2
|
71
|
РСО – Алания
|
4,0
|
30
|
Вологодская область
|
19,3
|
72
|
Ханты-Мансийский АО
|
3,5
|
31
|
Камчатский край
|
18,7
|
73
|
Республика Карелия
|
2,9
|
32
|
Ростовская область
|
18,7
|
74
|
Республика Алтай
|
2,5
|
33
|
Ставропольский край
|
18,4
|
75
|
Ямало-Ненецкий АО
|
2,5
|
34
|
Омская область
|
18,2
|
76
|
Республика Саха (Якутия)
|
2,0
|
35
|
Курганская область
|
18,1
|
77
|
Забайкальский край
|
1,6
|
36
|
Оренбургская область
|
17,6
|
78
|
Республика Калмыкия
|
1,5
|
37
|
Псковская область
|
17,0
|
79
|
Кабардино-Балкарская Республика
|
1,0
|
38
|
Астраханская область
|
16,9
|
80
|
Чеченская Республика
|
0,7
|
39
|
Липецкая область
|
15,5
|
81
|
Карачаево-Черкесская Республика
|
0,7
|
40
|
Курская область
|
15,1
|
82
|
Республика Ингушетия
|
0,6
|
41
|
Архангельская область
|
14,7
|
83
|
Республика Тыва
|
0,6
|
42
|
Ивановская область
|
14,6
|
84
|
Чукотский автономный округ
|
0,3
|
|
|
|
85
|
Республика Дагестан
|
0,2
|
Видя подобный разброс, так и хочется установить какую–нибудь единицу измерения дееспособности госветслужбы региона.
Только пока не выберем никак какую и как в ней мерять. Может так: «степень готовности в Республике Дагестан составляет всего 2 мЯ (милиЯрославия)» или лучше так «степень готовности в Ярославской области составляет целых 500 Д (Дагестаний)».
Еще один интересный показатель – динамика процесса подготовки за текущий месяц.
Как уже отмечено выше, в целом по стране прирост количества эВСД за апрель составил 7,41%.
В этом блоке цветами текста помечено положение региона в рейтинге в соответствии с таблицей.
Наилучший показатель прироста имеет в апреле Томская область +199,4% (улучшила работу втрое).
За ней следуют Кемеровская
область +73,1%, Чукотский АО +57%, Брянская область +53,8%.
Далее – Владимирская область,
г. Москва, г.
Санкт-Петербург, Магаданская область,
Приморский край, Псковская
область, Республика Алтай, Республика Калмыкия, Республика
Марий Эл с показателями от +30% до +50%.
Далее – следуют 58 субъектов с показателем от +0,1% до +30%.
Есть и группа субъектов, которая не улучшила, а ухудшила
свои показатели, что совершенно необъяснимо (если не говорить о психопатологии)
в преддверии полного перехода на электронную сертификацию.
«Возглавила» эту группу Кабардино-Балкарская
Республика, которая умудрилась вдвое ухудшить свои показателя. Не
понятно как ей это удалось, учитывая, что она и так-то входила в группу
безнадежных аутсайдеров. За ней следует Алтайский край (-11,6%) и Чеченская Республика (-8,9%), которая, как и Кабардино-Балкарская является традиционным
аутсайдером, но, несмотря на это, умудряется ухудшать и так очень плохую
ситуацию в регионе. Затем с показателями от -6,5% до -0,3% следуют: Воронежская, Ленинградская,
Мурманская (-2,9), Новгородская,
Орловская (-1,5%), Пензенская
(-2,9), Самарская (-1,5%), Смоленская (-0,3%), Тамбовская
(-0,9%) и Тюменская области и Ямало-Ненецкий автономный округ (-1,8).
Понятно, что для субъектов из лидирующей группы уменьшение
на пару процентов не является существенным, но отношение к этой работе все же
характеризует.
В заключение следует еще раз отметить две вещи.
Первая - региональные ветеринарные и административные власти сейчас, когда до перехода осталось всего 2 месяца, должны уделять повышенное внимание как собственной подготовке, так и подготовке участников производства и оборота в своем регионе. Многие этого не делают и, тем самым, готовят региону значительные, вплоть до перебоев в снабжении населения продовольствием, проблемы этим летом.
Вторая – субъекты производства и оборота должны принимать в этом процессе самое активное участие, особенно в регионах (см. таблицу), которые показали свою неспособность к управлению этого процесса и его организации. Не следует думать, что эту подготовку можно будет сделать за пару дней до перехода, даже если конкретный участник производства и оборота маленький и намерен пользоваться web-интерфейсом.
Настоятельно рекомендуем тем участникам производства и оборота зарегистрировать в системе своих операторов и свои объекты, если этого не сделали ранее. Причем сделать это нужно уже сейчас, поскольку в конце июня – перед самым переходом в наших территориальных управлениях и ветупрах субъектов выстроится длинная очередь из тех, кто не может организовать свою деятельность без участия «жареного петуха». Мы ожидаем, что вся очередь не будет обработана вовремя из-за перегрузки нашего персонала.
Также, тем, кто еще не начал практическую деятельность по электронной сертификации, следует начать ее в мае-месяце, поскольку наш опыт подсказывает, что даже те, кто использует web-интерфейс, начинают в нем работать уверенно только через 2-3 недели после начала его освоения.
Если же вы планируете не осуществлять электронную сертификацию сами, а работать с госветслужбой, учтите две вещи.
Во-первых, вам предстоит либо иметь постоянного сотрудника госветслужбы на своем предприятии, либо вам предстоит заполнять электронные заявки на оформление эВСД. Если вы изберете первый путь, то можете столкнуться с ситуацией, когда в вашем регионе просто не хватит сотрудников госветслужбы, чтобы выполнять эту работу. Если второй, то имейте в виду, что составление заявок также требует от вас владения системой и тренинга, на который также надо время.
С версией ежемесячного отчета за предыдущий месяц вы можете ознакомиться здесь.
С наилучшими пожеланиями,
Н. Власов
|