© Центральный аппарат
В
продолжении череды встреч на полях
международной сельскохозяйственной
выставки «Зеленая неделя-2015» состоялись
переговоры Россельхознадзора с
компетентной в области ветеринарии
службой Польши.
Встреча
в том числе носила и характер знакомства,
ввиду недавнего назначения г-на Пирштука
на должность главного ветеринарного
инспектора Польши.
Стороны
обсудили случаи контрабандных поставок
продукции в Россию из Евросоюза, в
частности из Польши, которые вызывают
особое беспокойство Россельхознадзора.
Марек Пирштук передал Евгению Непоклонову
для изучения письмо с результатами
расследования одного из последних
случаев контрабандной поставки
животноводческой продукции, зафиксированного
Россельхознадзором, в котором заверил
о непричастности польской стороны к
указанному факту.
В
этой связи Евгений Непоклонов напомнил
о своих предложениях г-ну Ван Готему по
вопросу создания единой системы
электронной ветеринарной сертификации.
В этом ключе, согласно ранее достигнутым
с Польшей договоренностям, 19 августа
Россельхознадзор направил презентацию
существующей аналогичной программы в
России с целью дальнейшего обсуждения
и нахождения пути решения проблемы
контрабандных поставок продукции из
Польши в Россию. До сих пор ответ на это
письмо не был получен.
Предыдущий
период руководящего состава ветеринарной
службы Польши привел к потере доверия
к проведению ветеринарной сертификации
продукции, поставляемой из Польши в
Россию. Решить этот вопрос российская
сторона предлагает в два этапа. Первый
— это внедрение системы предварительного
оповещения, а затем нахождение возможности
работы в единой системе электронной
сертификации продукции. Для выполнения
этой цели, по мнению Евгения Непоклонова,
необходимо возобновить работу двусторонней
рабочей группы, которая будет решать
вопросы контрабанды и недостоверной
сертификации. Польская сторона поддержала
эту инициативу, предложив провести
первое заседание рабочей группы в марте
этого года в Варшаве во время конференции
по рассмотрению мер противодействия
распространению вируса АЧС. В этом
ключе, Евгений Непоконов предложил
подключить к обсуждению существующих
проблем и страны Прибалтики.
Основной
темой диалога стало обсуждение
продолжающегося стремительного
распространения африканской чумы свиней
по странам Европейского союза, в том
числе в Польше.
Евгений
Непоклонов заметил, что Россельхознадзор,
столкнувшись с АЧС в России, и хорошо
знакомый с последствиями распространения
смертельного для свиней вируса,
неоднократно предупреждал Еврокомиссию
о необходимости проведения жестких мер
по недопущению возникновения вспышек
на территории Европы. Однако Евросоюз
не посчитал необходимым прислушаться
к мнению российской ветеринарной службы.
В результате 4 европейские страны (Литва,
Латвия, Эстония, Польша) охвачены
вспышками АЧС. На данный момент общее
число очагов заболевания зарегистрированных
в популяциях диких и домашних восприимчивых
животных составляет – 254. К концу 2014
года граница карантинной зоны
отодвинулась в глубину Евросоюза на
250 км, что свидетельствует о быстром
распространении вируса путем передвижения
диких животных и перемещения инфицированного
мяса. Однако, по мнению Евгения
Непоклонова, этого можно было бы
избежать, если бы в начале развития
эпизоотии в инфицированных зонах и
зонах высокого риска были бы предприняты
жесткие меры по контролю за дикими
восприимчивыми животными и перемещению
подконтрольных грузов.
В
свою очередь, Еврокомиссия до настоящего
времени не воспринимает адекватно
нависшую над европейским животноводством
серьезнейшую угрозу, уделяя внимания
в большей степени сохранению торговли
свининой, а не биологической безопасности
и экономической стабильности европейской
зоны. В частности, Еврокомиссия продолжает
настаивать на поддержании минимальной
карантинной зоны, не проводит жесткую
депопуляцию диких кабанов, а также
отказывается от согласования новых
ветеринарных сертификатов на свиноводческую
продукцию, для возобновления торговли
наиболее удаленных от очагов АЧС
государств Европы с Таможенным союзом.
Что
касается непосредственно Польши, чья
экономика уже сейчас несет убытки
от АЧС, Евгений Непоклонов напомнил,
что в ходе инспекции польских предприятий
по производству продукции животного
происхождения летом 2014 года, российские
специалисты смогли убедится в том, что
государственная ветеринарная служба
не проводит достаточный контроль за
развитием эпизоотической ситуации по
АЧС. Выводы, сделанные в ходе инспекции,
были отражены в предварительном отчете,
с которым ветеринарная служба Польша
уже ознакомлена.
Евгений
Непоклонов также напомнил, что в ходе
проведения феврале-марте 2014 года экспертами
Россельхознадзора совместно со
специалистами Еврокомиссии работы по
выяснению сложившейся эпизоотической
ситуации в связи с регистрацией на
территории Польши АЧС, обнаружено, что
применяемые противоэпизоотические
мероприятия носят формальный декларативный
характер.Биологическая безопасность
крестьянских свиноферм на 2-20 свиноматок
не выдерживает никакой критики. Учет
дикого кабана ведется
в недостаточной степени.Польской
стороной также не предоставлен план
мониторинговых исследований по стране
в целом, по «буферной зоне» и по зараженной
зоне. В результате, можно сделать вывод,
что Польша недооценила пагубность
развития вируса АЧС, в особенности среди
диких кабанов, которые несут угрозу
распространения данного заболевания
в первую очередь среди мелких и средних
крестьянских ферм, которые широко
распространены на территории Польши.
Одной
из проблем ухудшения эпизоотической
ситуации является сокрытие вспышек
вируса АЧС, особенно в дикой природе.
Эти факты неоднократно звучат в средствах
массовой информации, но официальной
регистрации очагов не происходит. Кроме
того, по мнению Евгения Непоклонова,
свою отрицательную роль играет
раздробленность ветеринарной службы
Польши, которая позволяет скрывать
реальную ситуацию с АЧС.
Г-н
Пирштук заверил российскую сторону в
том, что случаи сокрытия вируса невозможны.
Он сообщил, что сегодня в Польше проведено
зонирование по АЧС, которое дает
определенные положительные плоды.
Евгений
Непоклонов выразил надежду на
установление более тесного сотрудничества,
предполагающего повышение прозрачности
в совместной работе и выработке
доверительного отношения к действиям
ветеринарной службы Польши.
|