Арбитражный суд Московской области рассмотрел заявление
Администрации подмосковного сельского поселения к Управлению Россельхознадзора по городу Москва, Московской и Тульской областям о признании недействительным
предписания об устранении нарушений требований законодательства.
Как следует из материалов дела, в ноябре 2013 года было
проведено обследование скотомогильников (в том числе сибиреязвенных),
расположенных на территории Ногинского района Московской области.
При проведении обследования выявлено ненадлежащее
устройство, оборудование и санитарное состояние скотомогильника, расположенного
около населенного пункта Тимохово. Установлено, что при обустройстве
скотомогильника нарушены требования п. 5.6 «Ветеринарно-санитарных правил
сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов», утвержденных
Минсельхозпродом РФ 04.12.1995 № 13-7-2/469, а именно: место захоронения
не огорожено, траншеи по периметру и обвалка отсутствуют, что создает угрозу
распространения заболевания сибирской язвы. Выявленные нарушения зафиксированы
в акте. В декабре 2013 года Управлением вынесено предписание об устранении
нарушений требований законодательства, в соответствии с которым Администрации
было необходимо устранить выявленные нарушения.
Не согласившись с вынесенным административным органом
предписанием, администрация обратилась в арбитражный суд, ссылаясь на отсутствие
у нее обязанности по содержанию и благоустройству указанного скотомогильника,
поскольку скотомогильник не может находиться в собственности сельского
поселения, а также на нарушение Федерального закона от 26.12.2008
№ 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального
контроля» при вынесении оспариваемого предписания.
В процессе рассмотрения жалобы суд указал, что в
соответствии с пп. 8 п. 1 ст. 16 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ
«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
одним из вопросов местного значения городского округа является участие в
предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах
городского округа. Ответственность за устройство, санитарное состояние и
оборудование скотомогильников (биотермических ям) с учетом их назначения
является важной составляющей мерой по предупреждению чрезвычайных ситуаций, в
частности, биолого-социальных чрезвычайных ситуаций. Обязанность по
осуществлению таких мер возложена на местную администрацию приведенными выше
нормами федерального законодательства, при этом данная обязанность по
предупреждению последствий чрезвычайных ситуаций не ставится в зависимость от
наличия права собственности на ту или иную территорию.
При этом суд обратил внимание на то, что собственник
спорного объекта не определен, рассматриваемый скотомогильник не является
действующим и находится на территории сельского поселения. Следовательно, меры
по предупреждению чрезвычайных ситуаций, в частности, биолого-социальных
чрезвычайных ситуаций, должны приниматься сельским поселением и вопрос
балансодержателя данного объекта должен разрешаться органом местного
самоуправления и не в рамках настоящего спора.
Доводы заявителя о том, что административным органом при
проведении проверки допущены нарушения требований Федерального закона от
26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и
муниципального контроля», так как о проведенной проверке Администрация не
извещалась, судом отклоняются, поскольку административным органом
осуществлялась проверка не в отношении Администрации, а обследование
скотомогильника, расположенного на территории сельского поселения.
Исследовав материалы, суд пришел к выводу, что
административным органом доказана законность и обоснованность вынесения
рассматриваемого предписания, и оно подлежит признанию законным и обоснованным.
|