Во встрече приняли участие руководители Рыбного союза и
Ассоциации производственных и торговых предприятий рыбного рынка, а также
руководство компаний «СК Калиниград», «Агама», «Дефа», «Уренхольт», «Вичунай
групп», «Дансток», «Тунайча», «Полар си фуд Раша», «Ульта фиш», «Меридиан», «Quajaq
Trwl A/S».
Открывая
встречу, Николай Власов отметил традиционный характер консультаций
Россельхознадзора с российскими отраслевыми союзами и ассоциациями, имеющими
дело с продукцией, поднадзорной государственной ветеринарной службе. Отвечая на вопрос о механизме осуществления
усиленного лабораторного контроля рыбной продукции на безопасность, он описал
его особенности, а также пояснил процедуру обращения участников рынка в случае
возникновения сомнений в правомерности того или иного принятого по результатам
мониторинга решения, — которое может быть обжаловано по инстанции обращением в
соответствующее территориальное управление Россельхознадзора, к главному
ветеринарному инспектору, руководителю Россельхознадзора, или к министру
сельского хозяйства России.
Отвечая на
вопрос о том, могут ли быть ограничены поставки рыбной продукции в связи с
неблагополучием страны-поставщика по заболеваниям сельскохозяйственных
животных, Николай Власов пояснил, что это невозможно. Единственным основанием
для введения широких ограничительных мер на поставки широкого спектра
поднадзорной продукции может быть серьезная системная ошибка в работе
национальной ветеринарной службы такой страны по сертификации продукции в
соответствии с нормами и требованиями законодательства России и Таможенного
союза. В таком случае гарантии, предоставляемые ветеринарной службой
страны-экспортера, могут быть признаны недостоверными, а ей самой выражено
недоверие. Так, недавно Россельхознадзор был вынужден временно ограничить
поставки поднадзорной продукции из Испании, оставив лишь 11 предприятий, ранее
проверенных Россельхознадзором — до их проверки испанской ветеринарной службой
по просьбе Россельхознадзора. Проверка показала, что и эти предприятия не
способны в полной мере выполнять требования России и Таможенного союза. Обычно
же в случае нарушений, выявляемых при инспекции или в ходе мониторинга на
безопасность, ограничения вводятся лишь на отдельные предприятия. В тех же
случаях, когда ни одно из предприятий, включенных в список экспортеров под
гарантии ветеринарной службы страны-поставщика, при выборочной проверке
оказывается неспособным выполнять требования России и Таможенного союза, как
это случилось при инспекции индонезийских предприятий, В этом случае появились
весьма серьезные сомнения в дееспособности индонезийской ветеринарной службы,
тем более, что по результатам лабораторного мониторинга индонезийской морской
продукции на безопасность, в половине всех случаев выявленных нарушений в ней
отмечалось повышенное содержание ртути, что может представлять реальную угрозу
для здоровья потребителей. Как выяснилось при инспекции, рыбоперерабатывающие
предприятия Индонезии не имели представления о требованиях России как импортера
к безопасности пищевой продукции.
Касаясь
темы аттестации рыбоперерабатывающих предприятий на право поставки продукции на
территорию Таможенного союза, Николай Власов пояснил, что требования к
заводам-поставщикам определены специальной нормативной базой. Подбор
предприятий для проверки производится ветеринарной службой страны-поставщика,
что в некоторых случаях существенно ограничивает возможности Россельхознадзора
по увеличению числа экспортирующих предприятий. Так, несмотря на неоднократные
просьбы Россельхознадзора в связи с запросами российского бизнеса, норвежская
служба Mattilsynet настояла на проверке лишь предприятий, ранее уже
поставлявших продукцию на российский рынок. В целом, заметил Николай Власов,
проведенные им два последних тура переговоров с Mattilsynet, оставили тяжелое
впечатление. Не отреагировала норвежская сторона на сделанное Николаем Власовым
предложение по внедрению системы прослеживания отдельных партий рыбы,
направляемой на российский рынок — несмотря на то, что такая система
существенно упростила бы их перемещение через границу, одновременно повысив
уровень безопасности продукции.
Отвечая на
вопрос о целесообразности консультации Россельхознадзора с бизнесов в случае
введения тех или иных ограничительных мер, Николай Власов заметил, что
Россельхознадзор всегда, путем подобных встреч или через свой сайт, оповещает
деловое сообщество о своей обеспокоенности в случае возникновения проблем с
обеспечением безопасности тех или иных видов продукции отдельных стран. Он
пообещал еще раз пересмотреть механизм оповещения о всех выявляемых
Россельхознадзором нарушениях.
Говоря о
возможных сроках восстановления поставок морской продукции из Индонезии,
Николай Власов заметил, что на данной стадии это всецело зависит от
индонезийской ветеринарной службы.
Касаясь
проблемы технических ошибок в ветеринарных сопроводительных документах, Николай
Власов согласился, что сложившаяся ситуация создает проблемы и для
Россельхознадзора, и для бизнеса, несущего в этой связи серьезные потери. В связи с тем, что в основе большей части
таких ошибок лежит человеческий фактор, он считает приоритетным внедрение
электронной интегрированной системы сертификации, начиная такое взаимодействие,
например, с Норвегии.
Другой
серьезной проблемой является отсутствие механизма возврата продукции, не соответствующей требованиям России и Таможенного союза,
поставщикам. Представители бизнеса обязались представить в Россельхознадзор
свои предложения по этому вопросу — на примере Норвегии.
Кроме того, Рыбный
союз и Ассоциация производственных и торговых предприятий рыбного рынка
обратились с просьбой присутствовать в качестве наблюдателей на следующих
переговорах Россельхознадзора с Mattilsynet, которые должны состояться в начале
сентября. Их предложение будет передано норвежской стороне.
Отвечая на вопрос о возможном начале поставок рыбной и
морской продукции из ряда стран Азии и Африки, Николай Власов пояснил, что для
начала процесса одобрения предприятий-поставщиков Россельхознадзор должен
получить обращение ветеринарной службы такой страны, и гарантии заинтересованности
в таких поставках российских импортеров.
На вопрос об отчете о результатах последней инспекции
норвежских рыбоперерабатывающих предприятий, Николай Власов отметил, что он
будет опубликован на сайте Россельхознадзора. По просьбе представителей рыбного
бизнеса, будут доступны и фотографии, сделанные в ходе проверки.
Отвечая на вопрос о применимости разных стандартов, Николай
Власов пояснил, что СТО не может противоречить ГОСТу. Говоря о сроках хранения
мороженной рыбной продукции, он заметил, что он составляет 9 месяцев, причем
срок хранения может быть продлен по результатам комиссионного исследования не
более, чем на три месяца.
|