16 марта 2016 года в г. Женева (Швейцария) начал работу
65-ый Комитет Всемирной торговой организации по санитарным и фитосанитарным
мерам (далее — СФС Комитет). В рамках СФС Комитета государствами-членами ВТО
поднимаются наиболее актуальные вопросы по применению санитарных и
фитосанитарных мер, которые оказывают влияние на трансграничную торговлю.
Особо актуальной темой текущего заседания стало обсуждение
распространение вируса африканской чумы свиней в Европейском союзе и Восточной
Европе. В своем докладе представитель Россельхознадзора отметил серьезность
ситуации, связанной с расширением заболевания и регистрацией новых вспышек на
европейском континенте. Только с начала 2016 года отмечено 13 новых случаев в
Российской Федерации, 2 на Украине, 193 в Латвии, 37 в Литве, 277 в Эстонии, 3
в Польше. С момента проникновения АЧС в Литву в январе 2014 г. вспышки в ЕС насчитывают
2424 случаев заболевания, как в дикой фауне, так и в популяциях домашних
животных. Особую озабоченность в этой связи вызывает отсутствие единого для
всех стран-членов ЕС способа борьбы с АЧС и серьезных различиях в работе
надзорных служб. Авторитетными европейскими экспертами был сделан прогноз, что
при сохранении нынешних темпов распространения АЧС, в ближайшее время под
угрозой могут оказаться Германия, Молдавия и Румыния. С целью усиления
эффективности борьбы с заболеванием важной задачей становится консолидация
усилий и обобщение наработанного опыта во всех пострадавших странах. Как
сообщалось ранее, одновременно с СФС Комитетом в Москве прошла встреча
экспертов в рамках рабочей группы GF-TADS по обсуждению проблемы
борьбы с АЧС в инфицированных странах. В ответ на российский доклад
представитель Европейского союза высказал, как и на предыдущих заседаниях,
мнение о том, что ситуация находится под контролем, несмотря на новые вспышки и
постоянное расширение неблагополучных зон.
Отдельное заявление было сделано украинской стороной о
развитии ситуации с распространением АЧС на Украине. С 2012 г. в стране было
зарегистрировано более 60 вспышек, около 40 из которых в популяции домашних
свиней. Несмотря на заверения об эффективности предпринимаемых украинскими
службами мер по ликвидации заболевания, российская сторона обратила внимание,
что почти 4-х кратное превышение очагов среди домашних свиней свидетельствует о
свободном перемещении контаминированного мяса на территории страны. Подход к
осуществляемому украинскими службами мониторингу и отбору проб для проведения
диагностических исследований вызывает опасения у представителей
Россельхознадзора и может повлечь возникновение новых очагов распространения
вируса на юге Восточной Европы, о чем были предупреждены все участники СФС
Комитета.
Наряду с Российской Федерацией, ситуацией с АЧС озабочены и
другие государства — партнеры по ВТО. Китаем и Южной Кореей также были введены
ограничения на ввоз свиноводческой продукции из стран — членов Европейского
союза. В ответ на это на заседании СФС Комитета ЕС заявил торговые
обеспокоенности этим странам. Представитель Китая пояснил, что введенные
ограничения обоснованы проведенной оценкой риска, и как следствие имеют научную
основу и не противоречат обязательствам в рамках ВТО. В ответ на
обеспокоенность ЕС представитель Южной Кореи подчеркнул необходимость
дальнейшего сотрудничества с ЕС для более точного определения степени
потенциального риска.
Российской Федерации также была заявлена торговая
обеспокоенность Европейским союзом в связи с введенными ограничениями рыбной
продукции (шпротов) из ЕС. По результатам проведенных в 2015 г. инспекций и
мониторинга продукции латвийских и эстонских предприятий российскими
компетентными службами были выявлены нарушения как законодательства
Евразийского экономического союза, так и требований ЕС, что свидетельствовало о
необоснованности предоставленных гарантий на основе заключенного Меморандума
между Россией и ЕС в 2004 г. В ответной реплике российская сторона отметила,
что определенная доля вины за создавшуюся ситуацию лежит и на Европейской
комиссии, которая взаимодействуя с третьими странами посредством усеченной
конфигурации системы RASFF, фактически подталкивает их к ограничительным мерам,
которые порой охватывают целую страну, вместо избирательных, точечных действий
в отношении конкретного предприятия или партий бракованной продукции.
Россельхознадзор акцентировал внимание на необходимости
взаимодействия с ветеринарными службами Латвии и Эстонии с целью объективной
оценки системы безопасности на рыбоперерабатывающих предприятиях и анализа
адекватности принимаемых мер требованиям России и Евразийского союза.
Российская сторона готова продолжать совместную работу по возобновлению
поставок рыбных консервов, для чего готовится уже в марте-апреле 2016 года
провести выборочную инспекцию рыбоперерабатывающих предприятий Латвии и Эстонии
в целях оценки эффективности принятых мер, о чем были проинформированы
ветеринарные службы указанных стран.
|