Официальный сайт
Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору
(http://www.fsvps.ru)

*

Россельхознадзор / События

17 марта 2016 г.

Об участии делегации Россельхознадзора в заседании 65-го Комитета ВТО по санитарным и фитосанитарным мерам

16 марта 2016 года в г. Женева (Швейцария) начал работу 65-ый Комитет Всемирной торговой организации по санитарным и фитосанитарным мерам (далее — СФС Комитет). В рамках СФС Комитета государствами-членами ВТО поднимаются наиболее актуальные вопросы по применению санитарных и фитосанитарных мер, которые оказывают влияние на трансграничную торговлю.

Особо актуальной темой текущего заседания стало обсуждение распространение вируса африканской чумы свиней в Европейском союзе и Восточной Европе. В своем докладе представитель Россельхознадзора отметил серьезность ситуации, связанной с расширением заболевания и регистрацией новых вспышек на европейском континенте. Только с начала 2016 года отмечено 13 новых случаев в Российской Федерации, 2 на Украине, 193 в Латвии, 37 в Литве, 277 в Эстонии, 3 в Польше. С момента проникновения АЧС в Литву в январе 2014 г. вспышки в ЕС насчитывают 2424 случаев заболевания, как в дикой фауне, так и в популяциях домашних животных. Особую озабоченность в этой связи вызывает отсутствие единого для всех стран-членов ЕС способа борьбы с АЧС и серьезных различиях в работе надзорных служб. Авторитетными европейскими экспертами был сделан прогноз, что при сохранении нынешних темпов распространения АЧС, в ближайшее время под угрозой могут оказаться Германия, Молдавия и Румыния. С целью усиления эффективности борьбы с заболеванием важной задачей становится консолидация усилий и обобщение наработанного опыта во всех пострадавших странах. Как сообщалось ранее, одновременно с СФС Комитетом в Москве прошла встреча экспертов в рамках рабочей группы GF-TADS по обсуждению проблемы борьбы с АЧС в инфицированных странах. В ответ на российский доклад представитель Европейского союза высказал, как и на предыдущих заседаниях, мнение о том, что ситуация находится под контролем, несмотря на новые вспышки и постоянное расширение неблагополучных зон.

Отдельное заявление было сделано украинской стороной о развитии ситуации с распространением АЧС на Украине. С 2012 г. в стране было зарегистрировано более 60 вспышек, около 40 из которых в популяции домашних свиней. Несмотря на заверения об эффективности предпринимаемых украинскими службами мер по ликвидации заболевания, российская сторона обратила внимание, что почти 4-х кратное превышение очагов среди домашних свиней свидетельствует о свободном перемещении контаминированного мяса на территории страны. Подход к осуществляемому украинскими службами мониторингу и отбору проб для проведения диагностических исследований вызывает опасения у представителей Россельхознадзора и может повлечь возникновение новых очагов распространения вируса на юге Восточной Европы, о чем были предупреждены все участники СФС Комитета.

Наряду с Российской Федерацией, ситуацией с АЧС озабочены и другие государства — партнеры по ВТО. Китаем и Южной Кореей также были введены ограничения на ввоз свиноводческой продукции из стран — членов Европейского союза. В ответ на это на заседании СФС Комитета ЕС заявил торговые обеспокоенности этим странам. Представитель Китая пояснил, что введенные ограничения обоснованы проведенной оценкой риска, и как следствие имеют научную основу и не противоречат обязательствам в рамках ВТО. В ответ на обеспокоенность ЕС представитель Южной Кореи подчеркнул необходимость дальнейшего сотрудничества с ЕС для более точного определения степени потенциального риска.

Российской Федерации также была заявлена торговая обеспокоенность Европейским союзом в связи с введенными ограничениями рыбной продукции (шпротов) из ЕС. По результатам проведенных в 2015 г. инспекций и мониторинга продукции латвийских и эстонских предприятий российскими компетентными службами были выявлены нарушения как законодательства Евразийского экономического союза, так и требований ЕС, что свидетельствовало о необоснованности предоставленных гарантий на основе заключенного Меморандума между Россией и ЕС в 2004 г. В ответной реплике российская сторона отметила, что определенная доля вины за создавшуюся ситуацию лежит и на Европейской комиссии, которая взаимодействуя с третьими странами посредством усеченной конфигурации системы RASFF, фактически подталкивает их к ограничительным мерам, которые порой охватывают целую страну, вместо избирательных, точечных действий в отношении конкретного предприятия или партий бракованной продукции.

Россельхознадзор акцентировал внимание на необходимости взаимодействия с ветеринарными службами Латвии и Эстонии с целью объективной оценки системы безопасности на рыбоперерабатывающих предприятиях и анализа адекватности принимаемых мер требованиям России и Евразийского союза. Российская сторона готова продолжать совместную работу по возобновлению поставок рыбных консервов, для чего готовится уже в марте-апреле 2016 года провести выборочную инспекцию рыбоперерабатывающих предприятий Латвии и Эстонии в целях оценки эффективности принятых мер, о чем были проинформированы ветеринарные службы указанных стран.

Россельхознадзор / События / http://www.fsvps.ru/fsvps/events/16584.html