Письмо от 14.05.2010 № 01-01-04/198 "О рассмотрении законопроекта"
Текст в формате pdf.
Уважаемый Александр Николаевич!
Министерством сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области рассмотрен проект федерального закона № 362702-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере ветеринарии».
Указанный проект противоречит концепции проводимой в Российской Федерации административной реформы, целью которой является снижение административного давления на бизнес, оптимизация расходов бюджетов всех уровней на содержание аппаратов исполнительных органов государственной власти. Законодательное закрепление «передачи» полномочий Российской Федерации субъектам Российской Федерации, а, соответственно, и наделение ряда федеральных органов функциями по контролю за их осуществлением, является оправданием самого существования этих органов и сохранения объема федерального финансирования на их содержание, поскольку проектом предполагается «передача» субъектам РФ именно тех полномочий, которые ими (субъектами) на сегодняшний день и так осуществляются за счет средств бюджетов субъектов.
Закон «О ветеринарии» планируется дополнить статьей 3.1, в которой содержатся полномочия Российской Федерации, передаваемые для осуществления органам государственной власти субъектов РФ. О передаче полномочий речь идти не может. Ряд полномочий федеральными законами закреплен за субъектами Российской Федерации.
Так, полномочия исполнительных органов государственной власти, а также органов местного самоуправления по участию в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, помимо Закона РФ «О ветеринарии» (ст. 17). закреплены в законодательстве (ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ), ст. 14, 15 Федерального закона от 06 октября 2003- г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»). Участие органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в предупреждении чрезвычайных ситуаций, ликвидации их последствий предусмотрено при межмуниципальном и региональном характере стихийных бедствий и эпидемий (пп.5 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ).
Проведение мониторинга осуществлялось и осуществляется в настоящее время в рамках мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных и их лечению. Ежемесячно и ежеквартально формируется соответствующая отчетность в соответствии с регламентом предоставления информации в систему государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства, разработанным Минсельхозом РФ. Данное полномочие нельзя относить к * полномочиям Российской Федерации, переданным для исполнения субъектам Российской Федерации, поскольку оно, в соответствии с пп. 49, 49.1 п. 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ, регулярно осуществляется субъектами РФ за счет собственных средств.
Законопроектом предусматривается внесение изменений в Федеральный закон РФ от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», наделяющих субъекты Российской Федерации полномочиями по учету уведомлений о начале осуществления предпринимательской деятельности. Какая либо их передача не предусматривается.
Осуществление государственного ветеринарного надзора находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Федеральный закон РФ от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и ) муниципального контроля» в статье 2 определяет государственный контроль (надзор) - как деятельность уполномоченных органов государственной власти (федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации). Отнесение государственного ветеринарного надзора исключительно к ведению федеральных органов исполнительной власти безосновательно, а передача полномочий, которые согласно федеральному закону являются полномочиями субъектов Российской Федерации, незаконна и бессмысленна. В соответствии с действующим законодательством субъекты РФ исполняют свои полномочия по государственному ветеринарному надзору за счет собственных бюджетных средств.
В связи с вышеизложенным, из части первой статьи 3.1 подпункты 1, 2, 3 и 4 должны быть исключены. Полномочия, предусмотренные указанными подпунктами необходимо отразить в статье 3.2 - «Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области ветеринарии».
Согласно Федеральному закону от 12.04.2010 г. №61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (вступившему в силу 1 сентября 2010 года)
лицензирование производства лекарственных средств и фармацевтической деятельности относится к полномочиям федеральных органов исполнительной власти. Под фармацевтической деятельностью в указанном законе понимается -деятельность, включающая в себя оптовую, и розничную торговлю лекарственными средствами. Считаем лицензирование фармацевтической деятельности (как оптовой, так и розничной) должно осуществляться федеральным органом исполнительной власти. Поскольку зачастую юридические лица осуществляют одновременно и оптовую и розничную торговлю лекарственными средствами для животных, деление лицензирования между двумя органами приведет к созданию дополнительных административных барьеров и не будет отвечать требованиям вышеуказанного федерального закона.
Контроль со стороны федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере ветеринарии за полномочиями субъектов Российской Федерации возможен исключительно в рамках переданных Российской Федерацией полномочий, предусмотренных подпунктом 5 статьи 3.1.
Считаем недопустимым признание утратившим силу раздела II Закона «О ветеринарии». В целях социальной поддержки ветеринарных специалистов статья 6 «Социальная поддержка специалистов государственной ветеринарной службы Российской Федерации» должна быть сохранена.
В предлагаемом проекте закона субъектам на осуществление переданных полномочий предусмотрены субвенции из федерального бюджета за счет сокращения расходов на Россельхознадзор в сумме 152 076 тыс. руб. (для сравнения - годовой бюджет территориальных управлений Россельхознадзора составляет 7 001943 тыс. руб.). Размер субсидий будет определяться исходя из: площади территории субъекта; численности сельскохозяйственных животных; количества объектов ветеринарного надзора и организаций, осуществляющих лицензируемый вид деятельности по реализации ветеринарных препаратов. Средний размер субвенций по субъектам РФ составит всего 1 832 тыс. рублей.
Считаем необходимым проект закона дополнить статьей, предусматривающей внесение изменений в статью 23.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с целью определения органов и их должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 10.6-10.8 КоАП РФ.
В существующем виде законопроект не должен быть принят. Речь, прежде всего, должна идти о совершенствовании разграничения полномочий, а не о их передаче.
Заместитель председателя
председателя Правительста
С.А. Соловьев