Обращение З. М. Джамбулатова
ректор Дагестанской государственной сельскохозяйственной академии
Текст в формате pdf.
Заместителю Председателя
Правительства РФ
В.А.Зубкову
Глубокоуважаемый Виктор Алексеевич!
Обращается к Вам ветеринарный врач во втором поколении, Джамбулатов Зайдин Магомедович. Общий стаж работы представителей нашей семьи в российской ветслужбе составляет более ста лет. Возглавляя ветслужбу Республики Дагестан более 20 лег, входил в комиссию по нормотворчеству и законодательству МСХ РФ в 1993-1999 годах, участвовал в разработке закона РФ «О ветеринарии» 1993 года.
Обратиться в Вам, как к одному из руководителей страны, остро переживающего как за положение в сельском хозяйстве России в целом, так и в ветеринарной отрасли в частности, решил после выступления Председателя Правительства В.В.Путина по совершенствованию контрольно-надзорных и разрешительных функций, а так же оптимизации госуслуг в сфере сельского хозяйства.
Виктор Алексеевич, при разработке документов, регулирующих обеспечение эффективного взаимодействия федеральных органов государственной власти и органов власти субъектов Российской Федерации в сфере ветеринарного надзора убедительная просьба учесть мнение специалистов работающих в данной отрасли, численность которых составляет около 150 тыс.человек, которые сводятся к следующему:
1. Принимая во внимание, что сфера производства сельскохозяйственной и животноводческой продукции в РФ осуществляется во всех климатических зонах, имеющихся в мире, необходимо расширить полномочия в области ветеринарии субъектов в предстоящем реформировании структуры. С 2004 года ветслужбы субъектов Российской Федерации к вопросам нормо - и законотворчества не привлекались и в подавляющем большинстве введенные в этот период нормативно-правовые акты а сфере структуры управления признаны ветспециалистами субъектов как неудачные и малоэффективные.
2. При оптимизации разграничении полномочий федеральных органов и органов субъектов РФ, считаю необходимым вернуться к построению вертикали подчинения согласно закона РФ «О ветеринарии». Норма данного закона действие которого сегодня подменены подзаконными актами Россельхознадзора, создающих правовую неразбериху, выразившуюся в десятках судебных процессов между теруправлениями Россельхознадзора и ветслужбами субъектов. Все это стало возможным в результате дублирования полномочий служб, сверхизбыточной централизации контрольно-надзорных функций Россельхозиадзором, приводящих к попыткам давления, без соответствующей ответственности за занос и распространение на территорию страны болезней общих для человека и животных и защиту населения от них. Ярким примером служит критика Председателя Правительства РФ В.В.Путина в адрес Россельхознадзора, подразумевающая неэффективное управление не только при исполнении экспортно -импортных операций, но и при борьбе с эпизоотией гриппа птиц и африканской чумы свиней.
3. Одним из важных инструментов управления ветеринарной отраслью является подбор и расстановка кадров в руководящем звене. В подавляющем большинстве субъектов руководитель ветслужбы - главный ветеринарный инспектор является высокопрофессиональным специалистом, имеющим многолетний стаж в этой отрасли, Возглавляя ветслужбу региона, ветврач достигает высшего карьерного положения, неся высокую ответственность за порученный участок.
В связи с этим вношу предложение по сохранению полномочий по представлению кандидатур на должность руководителя ветслужбы - главного го свети нспектора субъекта - за субъектом РФ, а за Россельхоз надзором оставить право внесения в субъект требования об отстранении от полномочий руководителя ветслужбы субъекта - главного ветинспектора - за нарушение ветеринарного законодательства или профессиональную непригодность.
Таким образом, снизится коррупционная емкость нормы и будет обеспечена двойная ответственность уполномоченного органа исполнительной власти субъекта в области ветеринарии.
4. В коротком обращении в Ваш адрес, Виктор Алексеевич, невозможно поднять все проблемы функционирования ветеринарной службы, поэтому прошу Вашего содействия в обеспечении гласности и согласованности работы соответствующей комиссии Министерства сельского хозяйства РФ или иного подчинения и поручить рассмотрение результатов ее деятельности на Всероссийском совещании руководителей ветслужб субъектов и с учетом высказанных мнений и поправок с внести на рассмотрение Правительства РФ документы, направленные на вертикальную управляемость государственной ветеринарной службы РФ, освободив ее от избыточных административных и коммерческих функций.
С Уважением,
Ректор Дагестанской государственной
сельскохозяйственной академии,
доктор ветеринарных наук
3. Джамбулатов
Ответ Россельхознадзора на обращение
Сообщаем позицию Россельхознадзора по письму Ректора Дагестанской государственной сельскохозяйственной академии З.М. Джамбулатова.
В письме З.М. Джамбулатова, (далее – письмо) указан ряд важных предложений относительно организации ветеринарной службы Российской Федерации. Рассмотрение этих предложений особенно актуально в свете начавшегося реформирования контрольно-надзорных функций в области ветеринарии.
Однако, в письме имеется ряд неточностей и спорных положений, из которых мы отмечаем те, которые важны для понимания сути поставленных вопросов.
В начале письма содержится просьба З.М. Джамбулатова адресованная Первому заместителю Председателя Правительства Российской Федерации В.А. Зубкову, которая звучит так: «просьба учесть мнение специалистов работающих в данной отрасли, численность которых составляет около 150 тыс. человек, которое сводится к следующему...». Далее следует изложение порой весьма небесспорных суждений З.М. Джамбулатова, но высказанных как бы от лица всех специалистов ветслужбы России.
В п.1. предложений содержится утверждение о том, что «с 2004 года ветслужбы субъектов Российской Федерации к вопросам нормо- и законотворчества не привлекались и в подавляющем большинстве введенные в этот период нормативно-правовые акты в сфере структуры управления признаны ветспециалистами субъектов как неудачные и малоэффективные». Это утверждение не соответствует действительности, так как за указанный период был принят целый ряд нормативно-правовых актов, в разработке которых основными исполнителями были специалисты в области ветеринарии ветслужб субъектов Российской Федерации.
В п.2. предложений содержится утверждение о том, что Председатель Правительства высказал критику в адрес Россельхознадзора, «подразумевающую неэффективное управление … и при борьбе с эпизоотиями гриппа птиц и африканской чумы свиней». Это утверждение не соответствует действительности. Россельхознадзор не имеет и не имел функции управления организацией противоэпизоотических мероприятий. Это, в соответствии с действующим законодательством, полномочия ветеринарных служб субъектов Российской Федерации.
В отношении конкретных предложений, высказанных в обращении З.М. Джамбулатова сообщаем следующее.
По п.1. – с предложением в принципе согласны и его реализация учтена в проектах нормативно-правовых актов, разрабатываемых в направлении перераспределения полномочий в области ветеринарии.
По п.2. - с предложением о необходимости восстановить «вертикаль подчинения» главных госветинспекторов субъектов Российской Федерации главному госветинспектору Российской Федерации в принципе согласны.
Однако, в буквальном смысле, это означало бы переподчинение ветеринарных служб субъектов Российской Федерации федеральному центру. Фактически, в таком случае, дело сводится к воссозданию единой ветеринарной службы и связано с ограничением полномочий субъектов Российской Федерации в области ветеринарии вообще и с ликвидацией полномочий субъектов Российской Федерации в области ветеринарного надзора, в частности.
Это противоречит предложению З.М. Джамбулатова, высказанному в п.1. (о расширении полномочий субъектов федерации), и вряд ли реалистично в настоящее время, так как противоречит общим принципам организации органов государственной власти в Российской Федерации.
В рамках текущей законопроектной деятельности данная задача решается иным способом: вместо прямого подчинения предполагается организовать подотчетность с усилением элементов контроля, что представляется более реалистичным, хотя и, тут мы согласны с З.М. Джамбулатовым, менее радикальным решением накопившихся в этой сфере проблем. По п.3. – с предложением оставить действующий порядок назначения Главных госветинспекторов субъектов Российской Федерации не согласны.
Это полномочие не исполняется рядом субъектов Российской Федерации должным образом.
Так, например, администрацией Ставропольского края и.о. Главного госветинспектора назначен специалист, не имеющий ветеринарного образования, а только собирающийся его получить, хотя и имеющий неоспоримый опыт работ в животноводстве. Несмотря на то, что кандидатура его не согласована Главным госветинспектором Российской Федерации, данный специалист продолжает работать.
Еще дальше пошла администрация Пермского края, назначив главным госветинспектором края экономиста. Его кандидатура также не согласована и он также продолжает работать.
В Российской Федерации в настоящее время имеется 18 субъектов Российской Федерации, которые вообще не имеют самостоятельного органа государственной власти в области ветеринарии. Это – Республики Калмыкия, Карелия, Чеченская Республика, Хабаровский край, Вологодская, Ивановская, Магаданская, Московская, Оренбургская, Орловская, Пензенская, Самарская, Сахалинская, Свердловская, Тульская, Челябинская, Ярославская области и Чукотский автономный округ. По своему статусу и полномочиям руководители соответствующих подразделений иных органов государственной власти не могут в должной мере исполнять обязанности главных госветинспекторов субъектов Российской Федерации, несмотря на наличие необходимых личных качеств и опыта работы у каждого из них.
В Российской Федерации также имеется несколько субъектов Российской Федерации, где численность органа государственной власти в сфере ветеринарии составляет: 3 человека (3 субъекта федерации), 4 – 5 человек (4 субъекта федерации), 6 - 8 человек (3 субъекта Российской Федерации). Очевидно, что при такой численности органа управления ветеринарией это управление должным образом осуществляться не может.
Учитывая эти негативные тенденции в порядке исполнения данного полномочия администрациями ряда субъектов Российской Федерации и было принято решение о введении нового порядка назначения руководителей органов управления ветеринарией, уполномоченных для исполнения переданных полномочий.
По п.4.: с высказанным предложением согласны.
Гласность в подготовке нормативных материалов обеспечена: все материалы публикуются. Россельхознадзором ведется подготовка к совещанию с участием руководителей ветеринарных служб субъектов Российской Федерации. Некоторые из руководителей ветеринарных служб субъектов привлекаются в оперативном порядке для работы над проектами некоторых из разрабатываемых нормативных актов.
Учитывая сделанные З.М. Джамбулатовым предложения, нами проведен анализ выполнения полномочий возложенных законодательством о ветеринарии на орган управления ветеринарией Республики Дагестан, возглавляемый З.М. Джамбулатовым в период с 1992 по 2008 годы.
Многие районные и городские ветеринарные управления не были обеспечены условиями для работы, необходимыми служебными помещениями, за последние годы не проводился какой-либо ремонт служебных помещений, отсутствовала телефонная связь, факсы, оргтехника. В ветеринарной службе Республики числилась только одна дезинфекционная установка ДУК, что является типичным недостатком для органов управления ветеринарией субъектов Российской Федерации Южного федерального округа.
Не на всю продукцию животного происхождения, поступающую на продовольственные рынки Республики имелись ветеринарные сопроводительные документы, подтверждающие ее ветеринарно-санитарную безопасность. В лабораториях ветеринарно-санитарной экспертизы на рынках (ЛВСЭ) отсутствовала вода, канализация, а также необходимое оборудование для проведения экспертиз. В Республике функционировали 132 продовольственных рынка и только на 42 из них имелись ЛВСЭ, что не обеспечивало ветеринарно-санитарную безопасность продукции животного происхождения, реализуемой на продовольственных рынках Республики.
За период работы З.М. Джамбулатова на должности руководителя органа управления ветеринарией Республики произошло перемещение скота из убойных цехов остановившихся мясокомбинатов в подворья граждан На рынках реализовывалось в основном мясо, полученное от подворного убоя животных, без проведения предубойного осмотра животных и предварительной послеубойной ветеринарно-санитарной экспертизы туш и органов. На территории рынков отсутствовали печи для утилизации биологических отходов, отходы выбрасывались в контейнеры и вывозились на городскую свалку.
Проведение противоэпизоотических мероприятий в Республике осуществлялось с нарушениями требований законодательства о ветеринарии. В 2007-2008 годах во многих районах не было условий для хранения вакцины против ящура. Перевозка вакцины осуществлялась на не приспособленном для этого транспорте, без соблюдения температурного режима. При осуществлении вакцинации против ящура допускались пропуски животных, которых необходимо было вакцинировать. В связи с этим, при исследовании проб крови от животных на напряженность иммунитета против ящура получен средний результат по Республике 20-30%, а в некоторых районах этот результат был нулевой.
Вакцинация птиц против гриппа в Республике неоднократно срывалась. Ревакцинация поголовья птиц против гриппа, находящихся в зонах максимального риска, в феврале-марте 2007 года не проводилась.
Птицефабрики Республики в 2005 году не были подготовлены к работе в режиме закрытого типа. В связи с этим, грипп птиц получил широкое распространение в Республике. Имели место неоднократные случаи вывоза бруцеллезного мелкого рогатого скота в другие субъекты Российской Федерации (Владимирская, Челябинская, Московская, Рязанская, Калужская области).
Ветеринарными специалистами Республики неоднократно нарушались требования по оформлению ветеринарных сопроводительных документов на подконтрольные госветнадзору грузы, а также использовались бланки ветеринарных сопроводительных документов старого образца или ксерокопированные.
Недостатки в деятельности ветеринарной службы Республики указывают на не должным образом исполняемые полномочия в области ветеринарии и подтверждают необходимость осуществления надзора федеральными органами исполнительной власти в области ветеринарии за соблюдением требований ветеринарного законодательства органами управления ветеринарией субъектов Российской Федерации при осуществлении ими передаваемых федеральных полномочий в области ветеринарии в соответствии с решением Протокола совещания у Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина от 19 января 2010 года № ВП-П11-2пр о совершенствовании контрольно-надзорных и разрешительных функций и оптимизации предоставления государственных услуг, оказываемых федеральными органами исполнительной власти, в сфере сельского хозяйства.