Протокол совещания по вопросу реформирования структуры и функций государственной ветеринарной службы Российской Федерации
Текст в формате pdf.
от 22 июня 2010 года № 4
Присутствовали:
заместитель Министра сельского
хозяйства Российской Федерации О.Н. Алдошин
заместитель Руководителя
Россельхознадзора Н.А. Власов
начальник Управления ветеринарного
надзора Россельхознадзора С.В. Захаров
заместитель начальника Управления
ветеринарного надзора Л.Ю. Абрамова
главный государственный ветеринарный инспектор
Тверской области С.В. Истомин
главный государственный ветеринарный инспектор
Рязанской области Б.В. Шемякин
главный государственный ветеринарный инспектор
Ивановской области В.И. Роменский
главный государственный ветеринарный инспектор
Тамбовской области Е.Д. Прилепский
главный государственный ветеринарный инспектор
Тульской области А.И. Зайцев
главный государственный ветеринарный инспектор
Московской области Ю.И. Барсуков
заместитель главного государственного ветеринарного инспектора
Калужской области А.Н. Деринов
главный государственный ветеринарный инспектор
Курской области А.Ф. Лебедев
главный государственный ветеринарный инспектор
Брянской области В.В. Пономарев
заместитель Руководителя Управления ветеринарии
Воронежской области Е.В. Демиденко
главный государственный ветеринарный инспектор
Липецкой области А.Г. Голенских
главный государственный ветеринарный инспектор
Орловской области А.А. Голубятников
главный государственный ветеринарный инспектор
Смоленской области С.Р. Кулакова
заместитель Председателя Комитета ветеринарии
Ярославской области Г.И. Лаврова
директор Ярославской областной станции по борьбе
с болезнями животных А.Л. Чавгун
главный государственный ветеринарный инспектор
Костромской области А.Г. Шигорева
главный государственный ветеринарный инспектор
города Москвы А.Н. Туник
заместитель Председателя Комитета ветеринарии
города Москвы А.А. Буянов
заместитель Директора Департамента ветеринарии
Владимирской области Н.Г.Митрофанов
представитель Правительственной комиссии
по реформированию Е.А. Флигов
I. Об организации и этапах работы по реформированию структуры и функций государственной ветеринарной службы Российской Федерации. Концепция изменения закона «О ветеринарии»
(О.Н. Алдошин, Н.А.Власов, Флигов Е.А.)
Выступающими освещены причины осуществления реформы государственной ветеринарной службы Российской Федерации и основные этапы ее реформирования.
В нормативных правовых актах Российской Федерации в области ветеринарии отсутствует четкое разграничение полномочий по ветеринарному надзору между Россельхознадзором и уполномоченными в области ветеринарии органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в связи с этим имеют место случаи дублирования полномочий в области ветеринарного надзора. В Правительство Российской Федерации неоднократно поступали обращения и предложения по разграничению полномочий между указанными органами исполнительной власти. В связи с этим, в августе-декабре 2009 г. начала проводиться работа Правительственной комиссией по реформированию и комиссией, созданной Правительством российской Федерации с целью выработки концепции совершенствования государственного управления в сфере ветеринарии. В соответствии с перечнем решений протокола совещания у Председателя Правительства Российской Федерации от 19.01.2010г. № ВП-П11- 2пр о совершенствовании контрольно-надзорных и разрешительных функций и оптимизации предоставления государственных услуг, оказываемых федеральными органами исполнительной власти в сфере сельского хозяйства, реформированию подлежат контрольно-надзорные полномочия и оказания услуг в области ветеринарии. В соответствии с решениями указанного совещания ряд функций в области ветеринарного надзора передается от федеральных органов исполнительной власти органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также определяется порядок назначения главных государственных ветеринарных инспекторов субъектов Российской Федерации, порядок наложения карантина при заразных заболеваниях животных. В связи с этим, имеющаяся нормативная правовая база в области ветеринарии, подлежит переработке (внесению изменений и дополнений), в том числе Закон «О ветеринарии».
Все действия осуществляемые в рамках проходящей реформы направлены на решение проблемных вопросов и налаживание взаимодействия между службами, осуществляющими федеральный и региональный надзор в области ветеринарии, а также на снижение административных барьеров и оптимизацию предоставления государственных услуг.
II. Замечания и предложения по проекту Федерального закона № 362702-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере ветеринарии»
(А.Н. Туник, А.А. Буянов, Ю.И. Барсуков, С.В. Истомин, В.В. Пономарев, Б.В. Шемякин, В.И. Роменский, Е.Д. Прилепский, А.И. Зайцев, А.Н. Деринов, А.Ф. Лебедев, Е.В. Демиденко, А.Г. Голенских, А.А. Голубятников, С.Р. Кулакова, Г.И. Лаврова, А.Л. Чавгун, Н.Г. Митрофанов, А.Г. Шигорева)
Выступающие высказали следующие мнения и предложения:
1. Ряд участников совещания высказали мнение, что Проект исключает самостоятельность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации при назначении и увольнении руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области ветеринарии. В случае принятия закона в предлагаемой редакции руководитель высшего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации не будет вправе даже определять кандидатов для рассмотрения на должность руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области ветеринарии и, таким образом, будет лишен права самостоятельного решения вопросов, которые отнесены исключительно к компетенции субъекта Российской Федерации. Однако, главные государственные ветеринарные инспектора Тверской и Брянской областей поддержали норму по назначению руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области ветеринарии, предложенную в Проекте.
2. Главный государственной ветеринарный инспектор г. Москвы высказал мнение, что федеральный орган исполнительной власти может согласовывать структуру органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области ветеринарии только в части исполнения переданных полномочий. Субъекту Российской Федерации предоставлено право самостоятельно решать вопросы, отнесенные к его полномочиям (Федеральный закон от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных(представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»). Учитывая вышеизложенное, субъект Российской Федерации вправе не согласовывать с федеральным органом структуру подразделений, которые не будут выполнять переданные полномочия (например структуру кадровой службы, делопроизводства и т.д.).
3. Установление и отмена карантина должны быть компетенцией субъекта Российской Федерации, но, если решится вопрос, что это переданное полномочие, то у субъекта Российской Федерации должно быть право делегирования этого полномочия территориальным органам исполнительной власти. В соответствии с последним абзацем ст. 26.1 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ полномочия Российской Федерации, переданные для осуществления органам государственной власти субъекта Российской Федерации могут передаваться органам местного самоуправления, если такое право предоставлено им федеральными законами, предусматривающими передачу соответствующих полномочий Российской Федерации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления (предложение Председателя Комитета ветеринарии г. Москвы А. Н. Туник);
4. На все субъекты Российской Федерации, согласно финансово-экономическому обоснованию к Проекту закона, предусмотрены субвенции в размере 170 млн. рублей, что при делении этой суммы на 83 субъекта Российской Федерации является недостаточным объемом средств для осуществления передаваемых полномочий;
5. Предложенную в Проекте норму о «лицензировании фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств
для животных, за исключением деятельности по оптовой торговле лекарственными средствами для животных» предлагается доработать с учетом следующих предложений. Подход к вопросу лицензирования фармацевтической деятельности должен быть единый, и требования к оптовой и розничной торговле лекарственными средствами должны быть одинаковыми. Существует ряд организаций, занимающихся и розничной и оптовой торговлей лекарственных средств для животных, при этом одной организации придется оформлять две лицензии в двух различных органах исполнительной власти практически на один вид деятельности. Поэтому разделение одного полномочия по компетенции на федеральный и региональный уровни производить нецелесообразно;
6. Перечни платных ветеринарных услуг и правила оказания таких услуг государственными учреждениями, осуществляющими деятельность в области ветеринарии, не могут определяться исключительно федеральными органами исполнительной власти;
7. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области ветеринарии не могут обеспечивать ведомственные ветеринарные службы биопрепаратами, получаемыми за счет федерального бюджета;
8. Объекты, принадлежащие федеральным органам исполнительной власти, должны быть отнесены к объектам совместного ведения федеральных и региональных структур государственного ветеринарного надзора;
9. Проектом закона предполагается признать утратившим силу раздел II Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 г. № 4979-1 «О ветеринарии» «Государственная ветеринарная служба Российской Федерации, ведомственная ветеринарно-санитарная и производственная ветеринарные службы». Считаем необходимым детализировать структуру федеральных (включая не относящихся к системе МСХ) и региональных подразделений государственной ветеринарной службы, задачи стоящие перед ними, вопросы их взаимодействия между собой и службами, созданными в сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятиях, частными ветеринарными клиниками и специалистами в области ветеринарии, осуществляющими частную предпринимательскую деятельность. Ценность раздела II заключается и в том, что в нем отражены вопросы финансового и материального обеспечения деятельности государственной ветеринарной службы, возможности социальной поддержки ветеринарных специалистов.
Заместитель Руководителя
Россельхознадзора Н.А. Власов