Письмо Председателю Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
Б.В.Грызлову
"О проекте федерального закона"
Текст в формате pdf.
Уважаемый Борис Вячеславович!
Администрацией Краснодарского края рассмотрен проект Федерального закона № 362702-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере ветеринарии» (далее – Проект) внесенный депутатом Государственной Думы А.Ф.Кнорром.
Решение о проведении реформы государственной ветеринарной службы необходимо, так как существующее законодательство Российской Федерации не разграничивает полномочия федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области ветеринарии, что приводит к дублированию функций и созданию дополнительных административных барьеров для хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность в указанной сфере общественных отношений.
В предлагаемом Проекте заложены принципы разграничения полномочий и устранения дублирования, но имеется ряд противоречий Федеральным законам. Принятие Проекта в существующей редакции может привести к снижению эффективности ветеринарного обслуживания сельского хозяйства и дальнейшему разрушению государственной ветеринарной службы.
Считаем, что Проект нуждается в доработке по следующим основаниям.
1. Проектом предполагается считать переданным ряд полномочий Российской Федерации на уровень субъектов Российской Федерации, которыми они были наделены и уже выполняли их за счет средств собственных бюджетов.
На осуществление передаваемых полномочий субъектам Российской Федерации предусматриваются субвенции из федерального бюджета за счет сокращения расходов на содержание федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере ветеринарии, в сумме 152 млн. 076 тыс. рублей, в среднем 1 млн. 832 тыс. рублей на один субъект Российской Федерации.
Предлагаемые Проектом к передаче Российской Федерации полномочия сегодня реализуются практически полностью (кроме лицензирования фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств для животных) органом исполнительной власти Краснодарского края, из краевого бюджета осуществляется их финансирование порядка 200 млн. рублей ежегодно. Объем направляемых федеральных субвенций, указанный в финансово-экономическом обосновании Проекта, не соответствует общему объему финансирования передаваемых полномочий.
2. Передача субъектам Российской Федерации полномочий по установлению и отмене карантина в пределах территории субъекта Российской Федерации.
Предлагаемые изменения противоречат иным действующим нормативно-правовым актам. В соответствие с ГОСТом Р 22.0.04-95 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Биолого-социальные чрезвычайные ситуации. Термины и определения» под карантином понимается система мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций биолого-социального характера.
Полномочия исполнительных органов государственной власти, а также органов местного самоуправления по участию в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций закреплены статьей 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», в действующей редакции статьи 17 закона Российской Федерации от 14 мая 1993 года № 4979-1 «О ветеринарии», статьями 14, 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Участие органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в предупреждении чрезвычайных ситуаций, ликвидации их последствий предусмотрено при межмуниципальном и региональном характере стихийных бедствий и эпидемий также определено статьей 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ.
Предлагаемый порядок принятия распорядительных документов по установлению карантина не позволит оперативно реагировать на складывающуюся ситуацию и принимать важные решения, что отразится на эпизоотической обстановке в Российской Федерации.
3. Проведение мониторинга ветеринарного состояния территории субъекта Российской Федерации.
Данное полномочие не может быть отнесено к полномочиям Российской Федерации, переданным для исполнения субъектам Российской Федерации, поскольку в соответствии с статьей 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ субъектами Российской Федерации за счет собственных средств осуществляются полномочия по организации проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных и их лечению.
4. Лицензирование фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств для животных, за исключением деятельности по оптовой торговле лекарственными средствами для животных.
Согласно Федеральному закону от 12 апреля 2010 года № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (вступающему в силу 1 сентября 2010 года) лицензирование производства лекарственных средств и фармацевтической деятельности относится к полномочиям федеральных органов исполнительной власти.
Под фармацевтической деятельностью понимается деятельность, включающая в себя оптовую и розничную торговлю лекарственными средствами.
Лицензирование фармацевтической деятельности (как оптовой, так и розничной) должно осуществляться каким-либо одним государственным органом, поскольку зачастую хозяйствующие субъекты осуществляют одновременно и оптовую, и розничную торговлю лекарственными средствами для животных. Деление полномочий по лицензированию между двумя органами приведет к созданию дополнительных административных барьеров для бизнеса.
5. В субъекте Российской Федерации установлена система органов государственной власти. В статье 3.1 Проекта не конкретизирован орган государственной власти субъекта Российской Федерации, которому предаются полномочия Российской Федерации в области ветеринарии.
6. Исходя из предлагаемой редакции статьи 8 государственный ветеринарный надзор осуществляется в порядке, определяемом положением о государственном ветеринарном надзоре в Российской Федерации, утверждаемым Правительством Российской Федерации. При этом данный нормативный акт предлагается признать утратившим силу. Таким образом, правовые основания для осуществления государственного ветеринарного надзора будут отсутствовать до принятия соответствующего положения.
7. В предлагаемом Проекте имеется также ряд других противоречий, которые парализуют работу государственной ветеринарной службы. Согласно статье 8 Проекта государственный ветеринарный надзор – это деятельность уполномоченных органов исполнительной власти по предупреждению, обнаружению и пресечению нарушений законодательства Российской Федерации о ветеринарии. При этом четкое определение, какие именно органы будут являться уполномоченными, в проекте отсутствует.
Кроме того, статьей 9 определяются права главного государственного ветеринарного инспектора Российской Федерации, главных государственных ветеринарных инспекторов субъектов Российской Федерации, их заместителей и других лиц, уполномоченных на осуществление государственного ветеринарного надзора, то есть конкретных должностных лиц.
В число лиц, уполномоченных на осуществление государственного ветеринарного надзора, включены главные государственные ветеринарные инспектора зональных управлений государственного надзора на Государственной границе Российской Федерации и транспорте, которые в настоящее время упразднены.
Также в перечень включены главные государственные ветеринарные инспектора городов, районов, их заместители, являющиеся начальниками (директорами) районных, городских станций по борьбе с болезнями животных, начальниками (директорами) районных, городских ветеринарных лабораторий, государственные ветеринарные инспектора территорий, обслуживаемых возглавляемыми ими ветеринарными лечебницами, ветеринарными пунктами, что противоречит части 3 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года
№ 135-ФЗ «О защите конкуренции» и главе I Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
Уважаемый Борис Вячеславович, администрацией Краснодарского края подготовлены предложения к проекту Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере ветеринарии», просим включить в рабочую группу по доработке Проекта представителя исполнительного органа государственной власти Краснодарского края в области ветеринарии.