ВНИМАНИЕ! Вы находитесь на устаревшей архивной версии сайта! Актуальная версия сайта доступна по адресу https://fsvps.gov.ru

Добро пожаловать на официальный сайт Россельхознадзора!
|
К реформе

Документы по теме

О проекте федерального закона № 362702-5
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере ветеринарии»

Текст в формате pdf.

Уважаемый Николай Иванович!

Рассмотрев направленный в Правительство области проект федерального закона № 362702-5 «О внесений изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере ветеринарии», внесенный на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в качестве законодательной инициативы депутатом Государственной Думы А.Ф. Кнорром, сообщаем следующее.

Управление ветеринарии поддерживает инициативу депутатского корпуса Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и Минсельхоза России о необходимости совершенствования федерального законодательства в сфере ветеринарии, в том числе исключению дублирования ряда функций и разграничения полномочий -между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Вместе с тем предлагаем рассмотреть и учесть отдельные концептуальные замечания и предложения по данному законопроекту, которые на наш взгляд, направлены на повышение эффективности деятельности ветеринарной службы.

В представленном проекте федеральном закона, как и в действующей редакции закона Российской Федерации от 14 мая 1993 года №4979-1 «О ветеринарии», с последующими внесенными изменениями, нет четкого определения задач и функций федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору и его территориальных органов в субъектах Российской Федерации.

Расплывчатое определение федеральных органов исполнительной власти по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере ветеринарии, как и федерального органа исполнительной власти, в области ветеринарного надзора, по нашему мнению, не отражает всего спектра конкретных задач и функций созданной относительно недавно федеральной службы Россельхознадзора и её территориальных управлений. Это и явилось одой из причин возникновения дублирования службой Россельхознадзора отдельных функций органов государственного ветеринарного надзора субъектов Российской Федерации.

В связи с этим, предлагаем, внести в указанный законопроект, в части, касающейся, изменений в закон Российской Федерации «О ветеринарии» раздел, связанный с указанием основных терминов, понятий и определений, предусматривающий (в том числе) определение федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, её территориальных управлений и ветеринарных служб субъектов Российской федерации.

При этом считаем целесообразным, отразить (в части 3 статьи 1) задачи в области ветеринарии в Российской Федерации применительно к каждой из служб (Россельхознадзора и ветеринарных служб субъектов Российской Федерации).

В предлагаемом законопроекте (в части внесения изменений в закон Российской Федерации «О ветеринарии») считаем необходимым, сохранить в статье 3 раздела «Полномочия Российской Федерации в области ветеринарии» абзац первый в редакции «Законодательство Российской Федерации в области ветеринарии». Это связано с необходимостью переработки многих действующих до настоящего времени (изданных еще в советский период) и разработки новых нормативно-правовых актов в области ветеринарии, прежде всего федерального уровня, что позволит в их развитие совершенствовать нормативно-правовую базу в сфере ветеринарии на уровне субъектов Российской Федерации.

Также предлагаем пятый абзац статьи 3 изложить в следующей редакции:

«осуществление ветеринарного надзора на объектах, подведомственным федеральным органам исполнительной власти, в том числе федеральным органам исполнительной власти в области обороны, внутренних дел, исполнения наказаний, государственной охраны и обеспечения безопасности;».

При отсутствии данного уточнения, по" нашему мнению функции федеральных органов исполнительной власти в области ветеринарного надзора оказываются суженными и ограничиваются осуществлением ветеринарного надзора исключительно на объектах, подведомственных федеральным органам исполнительной власти указанных специальных и силовых ведомств.

Считаем необходимым, обратить внимание на то, что одним из основных концептуальных моментов данного законопроекта, отраженных в дополнительных статьях З.1., 3.2. является идея передачи отдельных полномочий Российской федерации для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в целях исключения их дублирования.

Данная концепция законопроекта содержит в себе определенные внутренние противоречия, в части передачи полномочий с федерального на региональный уровень.

Отдельными полномочиями в области ветеринарии, которые законопроектом предусматривается передать для исполнения с федерального на региональный уровень, субъекты Российской Федерации, в соответствии с действующим законодательством, и без того уже были наделены. Их реализация осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Так, действующий закон Российской Федерации «О ветеринарии» пока предусматривает в установленном порядке реализацию субъектами Российской Федерации полномочий:

в области государственного ветеринарного надзора на поднадзорных объектах регионального уровня (статья 9);

о внесении предложений в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления о введении на отдельных территориях Российской Федерации карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов заразных и массовых незаразных болезней животных (статья 9).

Вместе с тем, данными полномочиями были наделены в дальнейшем, вновь созданные позднее территориальные, управления федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, что и привело к возникновению дублирования данных полномочий федеральными и региональными органами ветеринарного надзора.

В связи с этим, передача указанных федеральных полномочий, которыми и без того уже наделены ветеринарные службы субъектов Российской Федерации, представляется недостаточно определенной и целесообразной.

В тоже время полагаем обоснованной, предусмотренную данным проектом закона передачу с федерального уровня ранее не имеющихся у ветеринарных служб субъектов Российской Федерации, полномочий с определенным уровнем финансирования для их реализации по:

проведению мониторинга ветеринарного состояния территории субъекта Российской Федерации;

учету уведомлений о начале осуществления предпринимательской деятельности по животноводству, предоставлению отдельных услуг в области животноводства, производству мяса и мясопродуктов и их хранению, ветеринарной деятельности;

проведению обследования предприятий, расположенных на территории Российской Федерации, на предмет соответствия ветеринарным требованиям государств или групп государств, в которые поставляется продукция животного происхождения, производимая на указанных предприятиях, и ведению реестров предприятий, соответствующих указанным требованиям;

лицензированию фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств для животных за исключением деятельности по оптовой торговле лекарственными средствами для животных.

Представляется недостаточно определенным правовой механизм реализации пункта 8 вносимой в проект закона статьи 3.1. наделяющий федеральный орган, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере ветеринарии, полномочиями по осуществлению надзора и контроля за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий с правом проведения проверок.

Неясность реализации данного пункта связана с тем, что при отсутствии понятий и определений, в данном законопроекте, непонятно, какой именно федеральный орган исполнительной власти по ветеринарному надзору (центральный, или его территориальные органы), будут осуществлять указанную функцию по контролю за надлежащим исполнением переданных полномочий региональными ветеринарными службами.

Также не определена в законопроекте административная процедура данных проверок федеральных органов ветеринарного надзора за деятельностью ветеринарных служб субъектов Российской федерации, кратность и методика их проведения. Такая процедура по нашему усмотрению должна быть конкретно установлена, какими либо нормативно-правовыми актами федерального уровня (например, федеральным законом №294-ФЗ, или иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации).

Отдельные внутренние противоречия и неопределенность данного законопроекта связаны еще и с тем, что в нем предлагается признать утратившим силу и полностью исключить раздел II, которым в действующей редакции закона Российской Федерации «О ветеринарии» определена организация ветеринарной службы Российской Федерации, её задачи, структура и многоуровневая система построения и организации деятельности.

Так, статьей 5 указанного раздела, определен порядок организации ветеринарной службы в субъектах Российской Федерации, в форме уполномоченных в области ветеринарии фганов исполнительной власти и( подведомственных им учреждений.

Упразднение данной статьи может привести к исключению ветеринарных служб субъектов Российской Федерации из единой системы государственной ветеринарной службы. Это в свою очередь, создаст правовые основания при формировании органов государственной власти в субъектах Российской федерации, к включению органов управления ветеринарией в структуру других ведомств, в том числе и тех из них, за деятельностью которых она, наряду с решением других задач, призвана осуществлять надзор. Это может привести к снижению уровня финансирования, необоснованной оптимизации структуры сети подведомственных учреждений и их штатной численности, что негативно отразиться как на организации и проведении мероприятий по предупреждению болезней животных, их лечению, так и реализации тех полномочий, которые предусматривается передать ветеринарным службам субъектов Российской Федерации с федерального уровня.

Также, полагаем, что с исключением раздела II, действующей редакции закона Российской Федерации «О ветеринарии», утратит силу статья 6, в соответствии с которой специалисты Государственной ветеринарной службы Российской Федерации имеют право на меры социальной поддержки, которые могут устанавливаться в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В настоящее время в субъектах Российской Федерации, в том числе и в Саратовской области, в соответствии с указанной статьей, специалисты государственной ветеринарной службы, проживающие и работающие в сельской местности, а также вышедшие на пенсию, получают меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг.

Лишение ветеринарных специалистов указанных мер социальной поддержки, ухудшит и без того, не блестящую ситуацию с обеспеченностью кадрами ветеринарных специалистов, проживающих и работающих в сельской местности, обострит социальную напряженность на селе, осложнит выполнение планов и программ по развитию животноводства.

Считаем, что ветеринарные специалисты, проживающие и работающие в сельской местности, занятые нелегким, напряженным, ответственным и социально значимым трудом по ветеринарному обслуживанию животноводства, имеют право на некоторые льготы, которые устанавливает сегодняшнее законодательство.

Считаем необходимым, сохранить, в новой редакции закона о ветеринарии, определенные гарантии на получение мер социальной поддержки ветеринарных специалистов, проживающих и работающих в сельской местности, а также вышедших на пенсию по завершении работы в системе государственной ветеринарной службы.

Также полагаем, в данном проекте закона, в части внесения изменений в закон Российской Федерации «О. ветеринарии» содержаться противоречия, связанные с регламентацией функций по ветеринарному надзору и организацией деятельности должностных лиц.

Так, в статье 8, указанного проекта закона, предлагается:

заменить наименование должностей «государственных ветеринарных инспекторов» на «уполномоченных органов исполнительной власти»;

упразднить целый раздел (часть вторую), достаточно подробно определяющую предмет и цели ветеринарного надзора, а также должностных лиц, уполномоченных на его проведение.

В тоже время, в статье 9, определяющей права должностных лиц, уполномоченных на осуществление государственного ветеринарного надзора, сохраняется наименование должностей уже ликвидированных зональных управлений государственного надзора на Государственной границе Российской Федерации и транспорте. Однако при этом нет никаких упоминаний о должностях Россельхознадзора и его территориальных управлений, при замещении^которых уполномоченные специалисты имеют право на проведение ветеринарного надзора.

По прежнему, в предлагаемом проекте закона не исключены полномочия по проведению надзора:

у главных государственных ветеринарных инспекторов городов, районов, их заместителей, являющихся начальниками (директорами) районных (городских) станций по борьбе с болезнями животных, начальниками (директорами) районных (городских) ветеринарных лабораторий;

у руководителей структурных подразделений учреждений ветеринарии, возглавляющих ветеринарные лечебницы, ветеринарные пункты, ветеринарные участки.

На наш взгляд, сохранение данной нормы в проекте закона противоречит Концепции административной реформы в Российской Федерации, исключающей совмещение функций по надзору с деятельностью по руководству хозяйствующими субъектами, оказывающими, в том числе платные услуги.

Кроме того, замена наименования должностей «государственных ветеринарных инспекторов» на «уполномоченных органов исполнительной власти», по нашему мнению внесет дополнительные трудности в организацию и проведение ветеринарного надзора. Данные наименования должностей специалистов, уполномоченных осуществлять государственный ветеринарный надзор и рассматривать дела об административных правонарушениях, не согласуются в полной мере с нормами КоАП РФ и другими нормативно-правовыми актами, регулирующими сферу ветеринарного надзора.

Считаем также нецелесообразным, исключать из закона Российской Федерации «О ветеринарии» статью 12, предусматривающую:

создание наиболее благоприятных условий для содержания животных и производства продуктов животноводства, при планировке и строительстве животноводческих комплексов, птицефабрик, мясокомбинатов и других предприятий по производству и хранению продуктов животноводства,, крестьянских (фермерских) хозяйств и личных подсобных хозяйств граждан;

наличие заключений органов государственного ветеринарного надзора при предоставлении земельного участка под строительство предприятий по производству и хранению продуктов животноводства, о соответствии таких предприятий действующим ветеринарным нормам и правилам.

Исключение. данной законодательной нормы по нашему мнению ослабит уровень ветеринарно-санитарной безопасности производимой продукции и экологического благополучия окружающей среды в субъектах Российской Федерации.

В части 6 статьи 13 считаем нецелесообразным, исключать, обязанность владельцев скота о согласовании маршрутов перевозки или перегона животных с органами государственного ветеринарного надзора. Маршрут провоза (перегона) животных может проходить через местности, неблагополучные по заразным болезням животных, в том числе, через карантинные зоны по особо опасным заболеваниям, общим для человека и животных. Возникновение, какого либо заболевания в определенной местности требует корректировки маршрута перемещения животных, а нарушение режимов карантина может стать причиной распространения инфекции.

Кроме того, считаем необходимым, уточнить правовые нормы, регулирующие порядок проведения ветеринарно-санитарной экспертизы продукции животного происхождения, кормов и кормовых добавок растительного происхождения и продукции непромышленного изготовления, установленные статьей 21 действующей редакции закона Российской Федерации «О ветеринарии».

В этих целях определить в законе четкие полномочия по организации и проведению ветеринарно-санитарной экспертизы, которые должны быть реализованы федеральными органами исполнительной власти,'осуществляющими функции по контролю и надзору в сфере ветеринарии и ветеринарными службами субъектов Российской Федерации.

Таким образом, предлагаемый законопроект, в части внесения изменений в законодательство о ветеринарии требует, по нашему мнению доработки, публичного обсуждения, в том числе с учетом позиции, исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в сфере ветеринарного надзора.

Необходимо в данном законопроекте сместить акцент о необходимости не передачи отдельных полномочий федеральных органов исполнительной власти в области ветеринарии региональной ветеринарной службе, а в большей степени о разграничении полномочий, в целях исключения их дублирования.

Начальник управления В.Я. Наврузов

Реформа в новостях