Успешная борьба с эпидемиями, будь-то болезни людей или животных, зависит от получения быстрого доступа к полной информации по болезням на национальном уровне. Сейчас люди и товары преодолевают большие расстояния за очень короткое время, тем самым, создавая серьёзные проблемы, которые требуют эффективного и быстрого реагирования как со стороны ветеринарных властей, так и со стороны органов здравоохранения. Для своевременного реагирования необходимо иметь транспарентную систему нотификации таких болезней.
В рамках своего мандата две международные организации (Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) и Всемирная Организация здравоохранения животных (МЭБ)) несут ответственность за распространение информации по болезням, в том числе по зоонозам (болезни животных, передаваемые человеку).
Создавая организацию в 1924, страны-участницы МЭБ преследовали только одну цель - быстрый обмен информацией по болезням животных. Но затем в 2005 году страны-участницы ВОЗ договорись об обновлении и принятии новых правил по быстрому оповещению об инфекционных заболеваниях, т.е. появились Международные медико-санитарные правила (IHR 2005). Правила были необходимы для преодоления трудностей вследствие роста туризма и объёмов перевозок, а также из-за опыта, полученного от эпидемии «атипичной пневмонии».
Сравнивая эффективность нотификационных систем трансграничных болезней животных и людей, мы должны помнит о разных контекстах, положенных в их основу.
Люди обычно передвигаются из одного места в другое свободно и без ограничений по здоровью, в то время как перевозки живых животных и продуктов животноводства жёстко регулируются. Но это не означает, что эти правила всегда соблюдаются.
Кроме того, когда люди путешествуют, то они пересекают международные границы через специальные контрольно-пропускные пункты, в то время, как перемещение диких животных практически не возможно контролировать, при этом дикие животные являются переносчиками крайне контагиозных патогенов.
Нотификация болезней может оказать негативное влияние на экономку страны (например, спровоцировать потерю экспортных рынков или снизить поток туристов). Тем не менее, новые информационные технологии и существующие методы работы не позволяют правительствам скрывать возникновение серьёзных нотифицируемых заболеваний.
В 19 веке и во время 20-го века проводились международные конференции по охране здоровья, также были подписаны конвенции по нотификации таких заболеваний человека, как холера, чума и желтая лихорадка.
В 1946 году Конституция ВОЗ установлена ответственность за организацию борьбы с инфекционными заболеваниями, но обязательства по информированию были ограничены передачей важных документов, ранее опубликованных в странах - участницах ВОЗ. Позже в 1951 году были приняты Международные медико-санитарные правила (IHR) для создания международной правовой базы по превенции и контролю распространения трансграничных инфекционных заболеваний. В 1995 году страны – участницы обратились с просьбой о внесении изменений в IHR, так как IHR успели устареть и не справлялись с новыми проблемами. Новые IHR были приняты в 2005 году, когда страны- участницы ВОЗ утвердили (в Статьях 6 - 11) усовершенствованную систему нотификации инфекционных заболеваний. Эти правила вступили в силу с июня 2007 года.
Статья 6 обязывает стран-участниц информировать ВОЗ в течение 24 часов обо всех инцидентах, потенциально опасных для международного сообщества, используя самые быстрые средства коммуникации, т.е. через национальные координационные центры IHR. Последующую более подробную информацию нужно предоставлять без промедлений.
В соответствии со статьями 9 и 10, ВТО может использовать другие источники информации о болезнях в странах-участницах. В этом случае ВТО должно информировать соответствующую страну-участницу о неофициальных сообщениях и должно попытаться получить подтверждение от неё до того, как принять меры по основе этой информации. Затем информация может быть представлена всем оставшимся странам-участницам. Только в исключительных случаях источник информации может остаться конфиденциальным.
В ситуации, когда возникают серьезные риски для здоровья населения в разных странах из-за нежелания страны сотрудничать, ВОЗ может направить информацию в другие страны-участницы без разрешения соответствующей страны (ст. 10 п. 4).
Статья 11 обязывает ВОЗ предоставлять странам-участницам всю необходимую информацию конфиденциально в кратчайшие сроки. Для получения определённых документов существуют дополнительные условия. ВОЗ обязан получать информацию о пострадавшей стране в сотрудничестве с ней. Если общественности стала известна какая-то другая информация о произошедшем событии и есть необходимость распространения достоверной информации, то ВОЗ может предоставить имеющуюся информацию широкой публике.
Обстоятельства создания МЭБ подчеркивают важность своевременности и транспарентности при обмене информацией о международной ситуации по болезням для государств-основателей. В 1920 году скот породы Зебу поставлялся из Индии в Бразилию транзитом через порт Антверпена. Поставляемый КРС был носителем одного из самых летальных заболеваний КРС, а именно, чумы КРС. Вследствие этой поставки в Бельгии произошла тяжелейшая вспышка чумы КРС. Стоит отметить, что в настоящее время чума КРС практически искоренена во всем мире.
В 1924 году Генеральный секретарь Лиги Наций, предшественницы Организации Объединенных Наций между двумя мировыми войнами, инициировал создание Международного эпизоотического бюро (МЭБ) в Париже. В настоящее время 28 стран утвердили обязательства, изложенные в учредительных документах, по отчетности и обмену информацией по болезням животных для государств-основателей и для всех членов, вступающих в эту организацию позднее. Сейчас в МЭБ насчитывается 175 членов. Следует отметить, что организация и страны-члены имеют безусловные обязательства по обнародованию любой релевантной информации по болезням животных. Эти обязательства, изложенные в Органическом уставе МЭБ, были подписаны и ратифицированы государствами-основателями, и являются базовым элементом организации. Органический устав может быть изменен только по единогласному решению его нынешних членов.
Страны-участницы определили три ключевые задачи МЭБ. Одна из задач касается сбора фактов и документов о распространении болезней, о мерах борьбы с ними и информирование правительств или ветеринарных органов власти об этих заболеваниях (Статья 4).
В Статьях 37 и 38 Общих правил МЭБ от 1973 года прописаны обязательства по предоставлению ежемесячной отчётности, см. статью 10 Органического устав. Сбор и публикация фактов и документов о заболеваниях имеет приоритет над всеми другими задачами МЭБ. МЭБ обязуется незамедлительно информировать правительство об эмерджентных заболеваниях и других значимых эпидемиологических событиях. Кроме того, МЭБ обязуется периодически публиковать и отсылать доклады всем странам-членам по международной ситуации с болезнями животных.
В настоящее время передача информации была усовершенствована за счёт новых технологий коммуникации, эти новшества позволяют странам-участницам информировать МЭБ в режиме реального времени. Пользователи должны сообщать о возникновении болезней животных из списка МЭБ, о появлении новых болезней и значимых эпидемиологических событий в течение 24 часов после их возникновения. Возможности МЭБ транслировать информации о ситуации по болезням животных в мире были значительно расширены и улучшены благодаря Всемирной информационной системе по здоровью животных (WAHIS). WAHIS позволяет всем членам работать в режиме он-лайн с сервером, который расположен в штаб-квартире МЭБ. В последнее время МЭБ применяет меры по улучшению нотификации по болезням домашних и диких животных, в основном за счёт усиления надзора и за счёт сбора информации у стран-участниц, в том числе данных о семействах и видах диких животных.
Прямой контакт между МЭБ и делегатами стран-участниц, которые обычно являются главным ветеринарным врачами, - это важное условие для быстрой передачи информации, поэтому коммуникации МЭБ со странами-участницами не ограничиваются только контактами по дипломатическим каналам (статья 2 МЭБ Органического устава). Два санитарных кодекса МЭБ (для водных и наземных животных) предусматривают в своих международных стандартах наличие официальной формы общения между МЭБ и странами-участницами. Главы 1.1 соответствующих Кодексов поясняют процедуры нотификации.
В статье 9 Органического устава МЭБ обязуется информировать своих членов автоматически или по требованию, о любой информации, собранной с помощью бюллетеня или специального уведомления. В экстренных ситуациях эта информация должна быть представлена незамедлительно.
Если МЭБ попытается скрыть факты о распространении заболеваний по каким-то причинам, то это будет расценено как нарушение Органического устава со стороны МЭБ.
Список нотифицируемых болезней регулярно пересматривается экспертами и обновляется на ежегодной Генеральной Ассамблее, после официального утверждения правительствами стран-участниц (статья 5). В 2008 году в список нотифицируемых болезней входило 118 болезней наземных и водных животных. Страны-участницы также обязаны информировать МЭБ о применяемых мерах борьбы. Эта информация особенно важна для защиты международных границ, а именно, недопущения проникновения болезней с импортом из других стран. Страны-участницы обязуются в соответствии с Органическим уставом предоставлять по требованию максимально полную информацию в МЭБ (ст. 5).
Если страна-участница скрывает информацию по болезни от МЭБ, то такая ситуация, независимо от оснований, также будет расцениваться как нарушение Органического устава МЭБ. Ратификация членства в МЭБ обязывает страну-участницу предоставлять информацию в МЭБ, что является юридически связывающим обязательством.
Очевидно, что нотификационные системы ВОЗ и МЭБ основаны на юридически связывающих документах.
Без предварительной поправки Органического устава - «Конституции МЭБ» - всеми странами-участницами, любое решение Генеральной Ассамблеи должно интерпретироваться в соответствии с вышеуказанными принципами.
Согласно решению Генеральной Ассамблеи от 2004 года, референтные лаборатории МЭБ должны незамедлительно информировать МЭБ и ветеринарные органы власти соответствующей страны-члена МЭБ о положительном результате исследования по нотифицируемому заболеванию.
До публикации этих результатов и в случае, если биологическая проба предоставляется не той страной, где находится рефентная лаборатория, МЭБ сначала должно получить разрешение на обнародование информации у Делегата соответствующей страны и подтверждение точности идентификации происхождения пробы (Res. XXVIII, No.-2, 27 May, 2004) от Делегата. Такое подтверждение необходимо для недопущения публикации недоработанного лабораторией или ошибочного сообщения о возникновении заболевания, которое может иметь серьёзные экономические последствия. Если источник информации валидировать невозможно, то должно последовать уведомление о исследованиях, которые будут проводиться ветеринарной службой соответствующей страны-члена МЭБ.
Страх того, что Делегат возможно будет препятствовать освещению ситуации по болезни в его стране за счёт отказа предоставить информацию или промедлений при предоставлении информации, не является оправданным. Дело в том, что если Делегат не предоставляет информацию по возникновению заболеваний (что, кстати, противоречит обязательствам Делегатов МЭБ статьи 5), то он не имеет оснований возражать, в случае МЭБ будет информировать другие страны-участницы в соответствии со статьями 4 и 9 без его разрешения.
Не смотря на тот факт, что МЭБ полагается лишь на официальную информацию, предоставляемую Делегатами, в исключительных случаях, МЭБ может также предоставлять и не официальную (но достоверно подтвержденную) информацию по вопросам мирового здравоохранения. Так МЭБ может поступать только при крайне определённых обстоятельствах.
Сообщения референтных лабораторий МЭБ о положительных заключениях экспертиз – это деликатный вопрос, так как отношения между лабораторией и её клиентами часто регулируются частным правом. Поэтому контактные данные получателя информации (заключения) не могут быть представлены третьим лицам, даже таким, как МЭБ, без согласия самого получателя.
Обеспокоенность всего мирового сообщества вызывает возникновение чрезвычайных ситуаций в области общественного здравоохранения, так как такие инциденты могут иметь серьёзные экономические и политические последствия для разных стран и для общества в целом, особенно в нашем мире, где люди привыкли бояться и склонены больше к чувственному восприятию, чем к логическому. И на оборот, болезни животных (исключая болезни зоонозного типа, которые могут оказывать сильное воздействие на общественное здравоохранение) обычно не вызывают такой озабоченности у мирового сообщества. Даже самые тяжёлые заболевания животных (исключая зоонозы), например, случаи ящура в благополучных странах, могут нанести серьёзный вред экономике страны и оказать очень плохое влияние на локальную популяцию.
Но влияние болезней животных не лимитируется только фермерским сектором, широкая общественность также может пострадать в тех странах, где перемещения людей контролируются, а меры по управлению заболеванием могут шокировать широкую общественность и оказать отрицательное воздействие на туризм. Но болезни животных, за исключением зоонозов, обычно не вызывают столь сильного международного волнения, как, скажем, вспышки высоко контагиозных и потенциально летальных болезней у людей.
На этом фоне использование систем нотификации требует ответственности со стороны политических лидеров и средств массовой информации, чтобы использование данных из этих систем способствовало повышению осведомлённости населения, а не росту панических настроений.
Учитывая тот факт, что системы нотификации ВОЗ и МЭБ имеют все необходимые инструменты и юридически связывающие обязательства по быстрому и эффективному распространению информации на глобальном уровне по болезням людей и животных, приоритетом должны стать меры по усилению государственных служб здравоохранения людей и служб ветеринарного здравоохранения животных, особенно в 120 странах-участницах с развивающейся и с переходной экономикой.
О надежности самых лучших систем можно судить по тому, насколько ненадежны (или слабы) её компоненты, поэтому своевременность нотификации по болезням зависит от возможностей страны выявлять заболевания на ранней стадии. В мире есть места, которые можно обозначить на карте как «горячие точки/очаги», в этих метах службы здравоохранения и ветеринарные службы плохо развиты или вообще отсутствуют. Именно в этих местах ВОЗ предпринимает попытки по наращиванию своего потенциала, а МЭБ помогает странам-участницам усовершенствовать ветеринарный надзор и системы нотификации за счет применяя инструмента ПВС МЭБ и инструмента ПВС «Анализ гэтов». Существуют реальные трудности для успешной реализации концепции «Один мир – одно здоровье».