Обзор споров между членами ВТО, в которых заявлено о нарушении Соглашения по применению санитарных и фитосанитарных мер.
На стартовую страницу раздела
Общий список споров по СФС-мерам
Перечень обзоров споров по СФС-мерам
Процессуальная активность членов ВТО в спорах по СФС-мерам
Соглашение по СФС-мерам с комментариями о его применении в спорах между членами ВТО
Дело DS430. «Индия — Меры, касающиеся импорта определенной сельхозпродукции» (выпуск 2.1)
Период рассмотрения спора: 06.03.2012 – по настоящее время.
Выпуск 2.1. от 15.10.2012
1. Предыстория спора.
2. Просьба о консультациях с описанием оспариваемых мер.
3. Участники спора.
4. Создание третейской группы и ее работа.
5. Исход спора.
1. Предыстория спора:
С 2006 года Индия запрещает ввоз мяса птицы из любой страны, которая сообщает о случаях гриппа птиц на своей территории. Запрет применяется Индией без разграничения, идет ли речь о высокопатогенном или о низкопатогенном гриппе птиц, и объясняется требованиями биологической безопасности.
По данным крупнейших объединений производителей и экспортеров птицы США (the National Chicken Council, USA Poultry & Egg Export Council, the National Turkey Federation) в их стране реализуется одна из самых полных и строгих в мире программ по борьбе с возникновением и распространением гриппа птиц; с начала 1980-х годов в США не происходило вспышек высокопатогенного гриппа птиц, в то время как в Индии подобные вспышки были; экспорт успешно осуществляется в более чем 130 стран мира. Запрет расценивается как не имеющий научного обоснования и противоречащий стандартам МЭБ. Потенциал импорта птицы из США в Индию оценен в более чем 300 миллионов долларов США ежегодно. Принимая во внимание потерю экспортерами США за 3 последних года других важных рынков, указанные объединения (при поддержке 47 членов Палаты представителей США и 19 членов Сената США) выступили с инициативой о необходимости прибегнуть к процедурам ВТО, регламентирующим разрешение споров.
2. Просьба о консультациях с описанием оспариваемых мер:
06.03.2012 Соединенные Штаты Америки попросили проведения консультаций с Индией в отношении запрета на ввоз из США сельхозпродукции, в том числе:
- домашних и диких птиц (в т.ч. птицы, содержащейся в неволе);
- суточных цыплят, утят, индюшат и других суточных птенцов;
- необработанного мяса и мясных продуктов из птицы;
- инкубационных яиц;
- яиц и яичных продуктов;
- необработанного пера;
- живых свиней;
- патологического материала и биологических продуктов из птицы;
- продуктов животного происхождения (из птицы), предназначенных для использования в кормлении животных или для сельскохозяйственного или промышленного использования;
- спермы птиц.
Вопрос поставлен о запретах, сформулированных в Индийском законе об импорте скота № 1898 (9/1898), и в принятом в соответствии с ним приказом Департамента животноводства, производства молочной продукции и рыболовства № S.O. 1663(Е), опубликованном в Бюллетене Индии 19.07.2011.
США сочли нарушенными статьи 2.2, 2.3, 3.1, 5.1, 5.2, 5.5, 5.6, 5.7, 6.1, 6.2 и 7 Соглашения по применению санитарных и фитосанитарных мер и параграфы 2,5 и 6 Приложения B к этому Соглашению, а также статьи I и XI Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года.
16 - 17.04.2012 были проведены консультации с целью решения поставленного США вопроса. На стадии консультаций спор разрешить не удалось (позиция Индии: ею представлены объяснения и научное обоснование мер, которые она считает соответствующими правилам ВТО; стороны не сошлись во мнениях о научной обоснованности запрета).
3. Участники спора:
Страна-член ВТО, подающая жалобу: США.
Страна-ответчик: Индия.
Третьи лица: Китай, Колумбия, Эквадор, Европейский союз, Гватемала, Япония Вьетнам, Аргентина, Австралия, Бразилия.
4. Создание третейской группы и ее работа:
11.05.2012 США попросили существующий в структуре ВТО Орган по разрешению споров (DSB) создать третейскую группу, указав, что, по их мнению, нарушены были следующие правила ВТО:
- пункт 2 статьи 2 Соглашения по применению санитарных и фитосанитарных мер (Соглашение СФС), потому что санитарные меры должны применяться только в той степени, в которой это необходимо для охраны жизни или здоровья людей и животных, и должны быть основаны на научных принципах и не оставаться в силе без достаточного научного обоснования; индийские меры не являются временными, что противоречит пункту 7 статьи 5 Соглашения СФС;
- пункт 3 статьи 2 Соглашения СФС, потому что меры послужили средством произвольной или неоправданной дискриминации между странами-членами ВТО, в которых преобладают идентичные или схожие условия, и потому что меры явились скрытым ограничением международной торговли;
- пункт 1 статьи 3 Соглашения СФС, потому что меры не были основаны на международных стандартах, руководствах и рекомендациях; пункт 3 статьи 3 Соглашения СФС, потому что меры обеспечивают более высокий уровень санитарной защиты, чем меры на базе соответствующих международных стандартов, руководств или рекомендаций при отсутствии соответствующего научного обоснования, а также потому что определение Индией уровня санитарной защиты как надлежащего не было проведено в строгом соответствии с пунктами 1-8 статьи 5 Соглашения СФС;
- пункт 1 статьи 5 Соглашения СФС, потому что в основу индийских мер не была положена соответствующая обстоятельствам оценка рисков для жизни или здоровья людей и животных, которая должна осуществляться с учетом методов оценки риска, разработанных соответствующими международными организациями;
- пункт 2 статьи 5 Соглашения СФС, потому что при оценке риска Индия не учла имеющиеся научные обоснования; соответствующие процессы и производственные методы; распространенность различных типов гриппа птиц; существование разграничения на подлежащие нотификации зоны, свободные от гриппа птиц, и зоны, свободные от высокопатогенного гриппа птиц; соответствующие экологические условия и условия окружающей среды, а также другие потенциальные варианты мер помимо примененных Индией;
- пункт 5 статьи 5 Соглашения СФС, потому что Индия допускает произвольное или неоправданное проведение различий в уровнях защиты, которые она считает надлежащими в различных ситуациях, и такие различия приводят к дискриминации или скрытому ограничению международной торговли. Такие различия США усматривают в разных уровнях защиты, применяемых для предотвращения распространения гриппа птиц посредством сельхозпродукции из США и сельхозпродукции индийских производителей;
- пункт 6 статьи 5 Соглашения СФС, потому что меры ограничивают торговлю в большей степени, чем это требуется для достижения надлежащего уровня санитарной защиты в Индии;
- пункт 1 статьи 6 Соглашения СФС, потому что принятые Индией меры не учитывают санитарные характеристики районов, из которых происходит американский импорт. Индия отказалась провести оценку риска и не приняла во внимание наличие в США районов свободных от гриппа птиц и районов, где применяются программы по борьбе и искоренению болезни. Кроме того, Индией не приняты во внимание рекомендации МЭБ по оценке регионов;
- пункт 2 статьи 6 Соглашения СФС, потому что Индия не признает концепцию зон, свободных от болезни, и зон с незначительной распространенностью болезни;
- статья 7 Соглашения СФС, потому что Индия не предоставила информацию о мерах, связанных с гриппом птиц, в порядке, изложенном в параграфах 2,5 и 6 Приложения B к этому Соглашению;
- статья XI:1 ГАТТ 1994, потому что меры представляют собой запрет или ограничение импорта.
25.06.2012 была создана третейская группа. О составе третейской группы и результатах ее работы на момент подготовки обзора сведений нет.
5. Исход спора:
на момент подготовки обзора сведений нет.
Обзор подготовил начальник юридической службы ФГБУ «ВНИИЗЖ» Д.Р. Гиндулин
↑ К началу страницы
На стартовую страницу раздела
Общий список споров по СФС-мерам
Перечень обзоров споров по СФС-мерам
Процессуальная активность членов ВТО в спорах по СФС-мерам
Соглашение по СФС-мерам с комментариями о его применении в спорах между членами ВТО