На полях международной сельскохозяйственной выставки «Зеленая
неделя» в Берлине состоялись очередные консультации руководителей надзорных
служб России и ФРГ, посвященные проблемам обеспечения безопасности продукции,
поставляемой из Германии в Россию. Встреча явилась продолжением регулярного
информационного процесса, отработанного сторонами в последние годы. К
сожалению, фон данных переговоров, в силу накопившихся проблем, был достаточно
негативным.
В силу возросших возможностей Россельхознадзора осуществлять
тщательный пограничный контроль поступающей на территорию России продукции,
проводить выборочный лабораторный мониторинг вредных загрязняющих веществ в
пищевой продукции, регулярно инспектировать предприятия-экспортеры и систему
контроля безопасности отгружаемого продовольствия, в ряде стран ЕС, включая
Германию, удалось выявить достаточно удручающую картину организации надзора за
процессом поставок в Россию мясной, молочной и плодоовощной продукции.
Уведомления и предписания улучшить контроль за безопасностью
поставок в Россию и Таможенный союз, многочисленные ограничения,
сократившие число предприятий-поставщиков из Германии более чем наполовину, не
приводят к желательной цели. Более того, выявляются «зияющие прорехи» даже в
сфере организации государственного лабораторного контроля безопасности
продукции, то есть там, где Германия, по сложившимся представлениям, является
«законодателем моды», и ей доверяют сертификацию своих лабораторий другие
страны.
В ходе встречи в Берлине российская сторона сделала попытку
еще раз решить накопившиеся проблемы, понудить германские надзорные службы
повысить тщательность контроля за отдельными предприятиями, поскольку гарантии
адекватности российским требованиям системы контроля в целом не выдерживают
критики.
Основной темой встречи было обсуждение актуальных вопросов в
области обеспечения безопасности продукции, поставляемой из Германии в Россию,
результаты последней инспекции германских предприятий по производству продукции
животного происхождения, а также возможность поставок семенного картофеля из
Германии в Россию.
Что касается поставок семенного картофеля, в адрес
Россельхознадзора поступили обращения от двух российских компаний импортеров с
просьбой о проведении проверки подготовленных к отгрузке из Германии партий
семенного картофеля. Письма с информацией относительно этих партий были
переданы германской стороне для проведения мероприятий по проверке и
подтверждению происхождения семян в свободных от карантинных для РФ объектов
зонах. Российские специалисты готовы прибыть в Германию для проведения
совместных с германскими коллегами контрольных мероприятий по готовности
фитосанитарной службы Германии. Напомним, что указанная схема взаимодействия
ранее была согласована с представителями Европейской Комиссии как экстренная
мера до выработки единого порядка взаимодействия при взаимных поставках
продукции между РФ и ЕС.
Что касается результатов инспекции предприятий земли
Шлезвиг-Гольштейн по производству продукции животного происхождения,
проведенной в период с 9 по 13 декабря 2013 года, в которую вошли 4 предприятия
по производству молочной продукции и несколько частных и государственных
лабораторий, то их нельзя признать удовлетворительными. При проверке
предприятий выявлены значительные несоответствия ветеринарно-санитарным
требованиям ТС. На молокоперерабатывающие предприятиях отсутствует должный
контроль за соблюдением максимально допустимых сроков хранения сырого молока.
Вопросы вызывает система сертификации продукции
животного происхождения, поставляемой в Россию. На всех
проинспектированных предприятиях документально не подтверждено проведение
ветеринарного контроля непосредственно при отгрузке продукции в Таможенный
союз. При этом действия региональных ветеринарных служб Германи не
контролируются федеральными компетентными органом. Выявляются нарушения в
оформлении ветеринарных сертификатов на отправленную готовую молочную
продукцию.
Проверенные лаборатории не в полной мере соответствуют
руководящим принципам оценки компетентности испытательных лабораторий. Методы
исследования официальных проб, отобранных при проведении государственного
мониторинга на остатки запрещенных и вредных веществ, контроля и надзора со
стороны компетентного органа, сертификации продукции на экспорт — не
валидированы, то есть нет уверенности, что заключения о безопасности той или
иной партии продукции соответствуют действительности. Оставляет желать лучшего
организация внутреннего контроля качества проведения исследований, отсутствует
независимая система проверки ветеринарной сертификации.
Выход из создавшегося положения может в определенной степени быть
достигнут за счет завершения в ближайшие сроки процесса подтверждения
соответствия применяемых на германских предприятиях лабораторных методов
международным стандартам, повышение репрезентативности лабораторного
мониторинга на остаточное содержание вредных загрязняющих веществ, объединение
информационных систем России и Германии с целью лучшей прослеживаемости
движения поднадзорных товаров по территории ЕС до контрольно-пропускных пунктов
на границе Таможенного союза во избежание участившихся случаев мошенничества.
|