ВНИМАНИЕ! Вы находитесь на устаревшей архивной версии сайта! Актуальная версия сайта доступна по адресу https://fsvps.gov.ru

Добро пожаловать на официальный сайт Россельхознадзора!
|
Общественный совет

О реализации Россельхознадзором мероприятий по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности

30 января 2017 г.

© Центральный аппарат

Доклад Н.А. Власова о применении риск-ориентированного подхода

Слухи о применении риск-ориентированного подхода для снижения административной нагрузки на бизнес ходили еще несколько лет назад, но активные действия в этом направлении начались лишь с прошлого года.

На данный момент проект постановления Правительства Российской Федерации “О мерах по расширению применения риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора)”, находится на рассмотрении в Правительстве Российской Федерации, однако, после вступления его в силу, количество видов государственного контроля (надзора), осуществляемых с учетом риск-ориентированного подхода, существенно увеличатся.

В части, Россельхознадзора это:

- государственный земельный (осуществляемый Россельхознадзором);

- федеральный государственный карантинный фитосанитарный контроль (надзор);

- федеральный государственный ветеринарный надзор;

- ветеринарный контроль в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации и (или) местах полного таможенного оформления.

Если для большинства ведомств переход на риск-ориентированную модель стал большой неожиданностью, то Россельхознадзор был готов к этой новости. Более того, еще в 2007 году Служба задалась вопросом оптимизации контрольно-надзорной деятельности.

Конечно же, не обошлось без трудностей.

Первой проблемой, с которой мы столкнулись, были критерии оценки риска.

В каком случае показан тотальный контроль к подконтрольному объекту, а в каком возможно применять выборочную проверку? Ответить на этот вопрос без тщательного анализа статистики правонарушений невозможно. И, несомненно, без использования федеральных государственных информационных систем, оператором которых является Россельхознадзор (далее - “ФГИС”), мы бы вряд ли справились с поставленной задачей. Приведу пример.

Допустим, по результатам мониторинга сотрудниками Россельхзнадзора были выделены два предприятия: одно с систематическими нарушениями в части микробиологических показателей, другое - с нарушениями в части маркировки.

Разумеется, подход к каждому из этих предприятий должен быть различный, и проверочные листы на них должны составляться с учетом ранее выявленных нарушений.

Дальше всего в этом направлении мы продвинулись в государственном земельном надзоре - благодаря системе спутникового картографирования “Деметра”.

В сфере ветеринарии, однако, все изначально было сложнее. Во-первых, из-за несовершенства законодательной базы. С инициативой создания федерального реестра поднадзорных объектов, мы обратились к Шувалову. Игорь Иванович идею одобрил. В нем, кстати, кроме всего прочего, заложен и риск-ориентированный подход.

До этого система регистрации предприятий, как имущественного комплекса отсутствовала, была система регистрации предприятий, как субъектов хозяйственной деятельности. В чем различие?

Рассмотрим на примере колбасного производства. У аграрного холдинга при всем многообразии площадок (поля, корма, фермы с разными видами животных, убойные пункты) один ИНН. Специалистам работать с такими предприятиями очень сложно. Особенно острой была эта проблема в отношении соблюдения требований Таможенного союза. Включение в наш федеральный реестр автоматически дает разрешение на каждый вид деятельности предприятий. Открываете новое предприятие, заявляете каждый вид деятельности, проходите инспекцию и попадаете в реестр. Процесс быстрый и удобный, на данный момент в реестре Россельхознадзора зарегистрировано 360 тыс. предприятий. Разумеется, все это бесплатно.

Дальнейший надзор контрольно-надзорных органов за этим предприятием осуществляется, как раз на основании риск-ориентированного подхода. На примере “Микояна” поясняю. Боен там нет, следовательно, острая угроза эпизоотическому благополучию района отсутствует. Без перемещения поднадзорных объектов в принципе риск заноса болезней заметно снижается.

И, кстати, высокие риски при перемещении поднадзорных объектов - это именно та причина, по которой электронная сертификация должна распространяться на все виды поднадзорных объектов. Электронная сертификация делает этот процесс абсолютно прозрачным и легко контролируемым, кроме того, это еще и источник информации, позволяющий работать в режиме предупреждения возникновения правонарушений. Если мы видим по электронным сертификатам, что в предприятие мяса привозят мало, а колбасу увозят много, то для нас это тревожный знак. На проверку таких предприятий мы будем выезжать в первую очередь.

Кроме того, если рассматривать работу нашей системы раннего оповещения, то это удобно не только для сотрудников Россельхознадзора, но и для бизнеса. На основании оповещений о нарушениях мы планируем составлять рейтинг предприятий и выкладывать его в публичный доступ. Ранжировать предприятия по цвету: синие - без нарушений, зеленые - с отдельными небольшими проступками, желтые - в целом, неплохие, но за ними стоит следить внимательнее, серые - предприятия, которые только появились на рынке и информация, о которых отсутствует, и красные - злостные нарушители. На основании этого рейтинга контрольно-надзорные мероприятия проводить будет гораздо удобнее. Да и количество недобросовестных производителей уменьшится в разы автоматически - никто просто не захочет с ними работать.

Мы пытались реализовать подобную механику в апреле 2016 года в одном из портов Санкт-Петербурга. В соответствии с требованиями Таможенного союза, каждый входящий в порт контейнер должен быть досмотрен. Общая стоимость всего процесса обходится бизнесу примерно в 300$ за контейнер. Крупные предприятия ввозят около 1 000 контейнеров в год. Представляете, какие это деньги? Есть группы компаний, которые в течение 3-4 лет работали без нарушений и проверяя их, наши сотрудники заранее знали результат проверки, знали, что ничего не найдут, но не досматривать его мы права не имеем.

Совместный приказ с Минсельхозом России от 21.09.2016 № 283 "Об утверждении порядка разработки и реализации мер по управлению рисками, включающего в себя порядок сбора и анализа информации, в том числе предварительной информации, предоставляемой участниками внешнеэкономической деятельности в таможенные органы, а также стратегии и тактики применения системы управления рисками" в каком-то смысле развязал нам руки, теперь мы можем продолжать работать в этом направлении.

На данный момент мы проанализировали историю компаний, которые ввозят рыбу из-за рубежа через Санкт-Петербург, а это 70% всей ввозимой на территорию Российской Федерации рыбы, и распределили компании на 5 групп, о которых я уже говорил: синие, зеленые, серые, желтые и красные. У красных 100 % досмотр, как и было, а у синих, хороших компаний, - 5 %, причем, если предприятие подписывается на внезапную проверку на месте получения, досмотр проводится только 1 % контейнеров. Экономия и средств, и рабочий ресурсов огромная и какие перспективы. Письмо подписано, скоро эта система заработает.

Надеюсь, за 2017 год мы сможем внедрить несколько пилотных проектов на основании риск-ориентированного подхода, а также частично подготовить проекты нормативных правовых актов, в части касающейся. Таков план деятельности Россельхознадзора на 2017 год.