Официальный сайт
Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору
(http://www.fsvps.ru)
23 октября 2012 г.
Еще несколько лет назад все живо обсуждали тему содеражания нитратов в овощах и фруктах, даже приборы для исследования приобретали. Для дальневосточников эта проблема особенно актуальна: мы потребляем овощи, поставляемые Китаем в огромных количествах.
Сегодня об этом молчат. Почему? Многое становится ясным из разговора с директором Референтного центра Россельхознадзора Александром Ковачем.
Очевидно, только «узкие» специалисты знают и помнят, каким должен быть контроль за содержанием химикатов в плодо-овощной продукции, например. Ведь он начинается не с прилавка — с поля, с земли. Еще десятки лет назад государство обязывало любое хозяйство вести книгу полей: проводился контроль за каждым отрезком земли с того момента, как его начинали пахать. В книгах отмечалось, когда начинали вспашку, какие культуры на этом поле высаживали, какие удобрения в какие сроки вносились и т.д.
Земельный контроль, начиная от вспашки земли и заканчивая исследованием продукции поступающей к потребителю, осуществляет Россельхозназор. Но цепочка-то разорвана: сегодня мы даже не говорим о контроле за пестицидами, продукция производителей контролируется выборочно, причем выбор делаем сам хозяин.
— Если раньше мы в порядке мониторинга исследовали, например, плодо-овощную продукцию на остаточное количество пестицидов, то в этом году такие исследования вообще не проводятся. Постановлением правительства страны этот вид государственного контроля упразднен. И даже тогда, когда производитель хочет получить декларацию на свою продукцию, он просто приносит нам образец ее: «Сделайте анализ». От какой партии он отобрал этот образец, непонятно, но мы даем заключение именно на него. А ведь хотя там и написано «результаты исследований распространяются на представленный образец», не факт, что хозяин его не приложит ко всей партии. И она пойдет в торговлю.
То есть, в этой области сегодня остается множество вопросов, неурегулированных законодательно либо содержащих двусмысленные толкования в плане безопасности населения. И это плохо.
В прошлом году было проконтролировано около 800 партий плодо-овощной продукции. В 62 из них содержание нитратов и пестицидов превышало предельно допустимые концентрации, а еще 27 содержали остаточные количества пестицидов, нормы на которые для данного вида продукции не установлены. Значит, их присутствие тоже создает потенциальную угрозу здоровью. Вот и получается, что почти десять процентов продукции небезопасны для потребителя.
Но и эти цифры неполные — контролю-то подвергались не все партии поставляемой продукции. К тому же, если ранее вся поступающая в речпорт или на пункт пропуска Нижне-Ленинское продукция из Китая на прилавок выпускалась только после получения анализа проб, то уже несколько лет реализация такой продукции не приостанавливается.
Привезли — ладно, берите пробы, а остальное — в торговлю! И когда через пару дней придут результаты исследований и специалисты Россельхознадзора отправятся на рынок,оказывается, что вся партия товара уже продана.
Но это дело прошлое, в этом году даже такого мониторинга не осуществляется. Данные полномочия из сферы Россельхознадзора исключены. И сколько опасной продукции поступило на рынок в этом году, остается только догадываться. Впрочем, вряд ли ее стало меньше.
По другим направлениям дела обстоят не лучше.
Вот живой пример: в сентябре инспекторами Россельхознадзора была отобрана проба от партии рыбы, идущей через наш край транзитом с Сахалина. Лаборатория Референтного центра дает заключение: рыба с гнилостным запахом. Что случается, надо сказать, крайне редко, обычно в партии рыбной продукции находят несоответствие по микробиологичесим показателям, а на внешний вид рыба всегда, как картинка.
Заключение дали, уведомили соответствующее территориальное управление Россельхознадзора, и машина пошла дальше. Куда? В Новосибирск, в Читу? А, может, гнилая рыба осталась в Хабаровске?
Никто не знает, что в этом случае делать дальше - законодательно вопрос не урегулирован. Таков итог кампании по снижению административных барьеров: проверки один раз в три года вроде бы должны помогать бизнесу работать, но специалисты подозревают, что это в первую очередь на руку нарушителям. И, соответственно, может навредить здоровью населения. Добросовестные производители, заботящиеся о качестве своей продукции, об имидже предприятия и желающие получить объективную оценку, сами обращаются в центр. Жаль только, что их пока еще очень и очень мало.
Так что сегодня под видом борьбы с административными барьерами все шлюзы для недоброкачественной продукции открыты. Покупатель зачастую остается один на один с непонятно какой продукцией.
В ситуации с зерном дела обстоят еще хуже. Несколько лет назад прекратили свое существование хлебные инспекции, и вместе с ней рухнула система государственного контроля за качеством и безопасностью хлеба.
Так вот сегодня Союз производителей зерна ратует за восстановление госхлебинспекции, а Российский зерновой союз (те, кто зерно продает) — наоборот. Мол, зачем они нужны? При отсутствии госконтроля всегда можно отнести образец в «карманную» лабораторию и получить нужное заключение.
Так что с января 2012 года государство контролирует лишь безопасность и качество зерна, закупаемого для государственных нужд и закладываемого в госрезерв. Или используемого для зерновых интервенций (когда происходит неурожай, то государство на рынок выдает часть зерна и этим держит цены). Остальное, что продается на прилавках торговых точек — мучные изделия, крупы, мука, хлебобулочные и так далее — их качество под большим вопросом! Знаете же, как бывает: допустим, срок хранения муки два года. Потом владелец товара фасует его в тару помельче, и срок реализации продлевается опять на два года и т.д.
Потому и специалисты Россельхознадзора сегодня не могут в полной мере выполнять свои функции. Руки связаны! Хотя на жалобы реагировать должны незамедлительно. Но чтобы устроить проверку по жалобе, нужно разрешение прокуратуры, которое так просто не всегда получишь. Ведь согласовать внеплановую проверку — значит, в чем-то ущемить интересы бизнеса. Об интересах отдельного человека в этом случае почему-то обычно не вспоминают. Покупая что-нибудь в красивой упаковке, нельзя быть на сто процентов уверенным в качестве товара. Читайте все, что написано даже мелким шрифтом! Ведь сегодня каждый должен заботиться о себе сам.
Источник: ЗАО «Редакция «Тихоокеанская звезда»
Оригинал: http://194.165.3.2/newspaper/tak_i_zhivem/biznes_to_zashchitili_a_potrebitelya_brosili_na_proizvol_sudby/
Россельхознадзор / Пресса о нас / http://www.fsvps.ru/fsvps/press/3175.html