Официальный сайт
Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору
(http://www.fsvps.ru)
3 сентября 2013 г.
Выступление состоялось в Литве, в рамках работы Международного семинара по усилению мер по устранению риска заноса классической и африканской чумы свиней на территорию Евросоюза.
Евгений Непоклонов отметил системный характер проблем, возникающих в связи с недостаточностью национального законодательства в области ветеринарии. Как известно, напомнил он, ветеринарное законодательство Советского Союза было хорошо продумано, эффективно и внутренне непротиворечиво. В связи с тем, что законодательство современной России в намного меньшей степени соответствует существующим угрозам и рискам, было принято решение об использовании положений Международного эпизоотического бюро (МЭБ) в случае недостаточности отечественных правовых актов. Во многих случаях это решение способствовало улучшению ситуации.
В связи с образованием Таможенного союза возникла необходимость формирования общего ветеринарного законодательства. К сожалению, на этот процесс оказали влияние эксперты США и Евросоюза, участвовавшие в переговорах о присоединении России и Казахстана к ВТО. В частности, они в качестве одного из условий приема России в ВТО, выдвинули требование об отказе России от ведения реестров по поставщикам живых животных, молочной и кишечной продукции - несмотря на то, что в самом Евросоюзе такие реестры существуют и активно используются.
Вопросы законодательного обеспечения ветеринарной службы прямо влияют как на ее структуру, так и эффективность. К сожалению, в настоящее время структура ветеринарной службы России весьма далека от идеала. Существуют вполне автономные структуры на федеральном уровне - это департамент ветеринарии Минсельхоза России, Россельхознадзор, шесть ветеринарных служб силовых ведомств, и Минприроды России, чья позиция напрямую влияет на эпизоотическое благополучие диких животных. Помимо этого, в каждом субъекте Федерации имеется своя автономная ветеринарная служба, подчиненная его главе.
Такая структура национальной ветеринарной службы не позволяет бороться с заболеваниями, используя методы предотвращения заноса возбудителей заболеваний, и обречена на работу в чрезвычайном режиме.
Помимо этого, негативную роль в обеспечении биологического благополучия сыграли и законодательные новации, предусматривающие передачу некоторых функций на уровень бизнеса.
Евгений Непоклонов признал, что ветеринарное законодательство Евросоюза в целом более эффективно, чем российское. Разумеется, заметил он, Евросоюз также не свободен от проблем в этой сфере, свидетельством чему является скандал из-за попадания в пищевую цепочку человека огромного количества конины из неустановленного источника. Этот, и другие случаи наглядно свидетельствуют о явной функциональной недостаточности общеевропейских систем мониторинга безопасности пищевой продукции и ее прослеживаемости.
Особую обеспооенность Россельхознадзора вызывает и то, что подавляющее большинство европейских предприятий, поставляющих продукцию на рынок стран Таможенного союза, были включены в соответствующий реестр под гарантии ветеринарных служб стран-поставщиков. При этом требования законодательства Таможенного союза в отношении безопасности пищевой продукции до предприятий-экспортеров ими не были доведены, а мониторинг продукции на безопасность проводится с учетом лишь требований общеевропейского законодательства, игнорируя при этом нормы, прдусмотренные законодательством Таможенного союза.
До недавнего времени в течение ряда лет Германия отрицала наличие проблем с обеспечением безопасности продукции животного происхождения, поставляемой на российский рынок - пока германская ветеринарная служба сама не проверила предприятия-поставщики на соблюдение ими норм и требований законодательства России и Таможенного союза. Выяснилось, что по меньшей мере 20% из них эти требования союлюдать неспособны.
В течение одной недели инспектора Россельхознадзора пресекли три попытки ввоза из Польши контрабандной продукции животного происхождения, прибывших в сопровождении ветеринарных сертификатов, выданных польской ветеринарной службой.
Неэффективность пограничного ветеринарного контроля на внешних границах Евросоюза создает реальную опасность для импортеров европейской продукции., отметил Евгений Непоклонов.
Крайне своеобразная ситуация сложилась с обеспечением безопасности охлажденной рыбы, поставляемой из Норвегии - мониторинг на загрязнение продукции листериями проводят сами предприятия-производители, уведомляя о выявленной контаминации уполномоченную норвежскую службу Mattylsinet, которая этом в Россельхознадзор не сообщает. Ветеринарные сертификаты, удостоверяющие безопасность рыбы, оформляются "заочно", без досмотра продукции. Позиция Mattylsinet отражает ее убежденность в том, что Россия слишком сильно зависит от поставок охлажденной рыбы из Норвегии, чтобы отстаивать свои интересы.
Опыт Советского Союза, Испании и Португалии по борьбе с африканской чумой свиней показал, что успех работы на 80% зависит от организационных мер, которые в свою очередь зависят от состояния национального ветеринарного законодательства, и лишь на 20% - от чисто ветеринарных мер. Практический опыт этих стран убедительно продемонстрировал важность вертикального построения ветеринарных служб.
Особое значение рациональное построение национальных ветеринарных служб приобретает в современных условиях, когда существенно возрастают биологические угрозы и риски. В настоящее время настала необходимость принятия хорошо скоординированных международных мер по борьбе с ящуром - в связи с широким распространением заболевания в странах Азии и Закавказья и появлением новых серотипов возбудителя заболевания. Озабоченность Россельхознадзора вызывает широкое распространение на территории Евросоюза таких заболеваний, как блютанг и болезнь, вызываемая вирусом Шмалленберг.
Россельхознадзор / Новости / http://www.fsvps.ru/fsvps/news/7521.html