Официальный сайт
Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору
(http://www.fsvps.ru)

*

Россельхознадзор / Новости

19 июня 2013 г.

О некоторых проблемах обеспечения безопасности грузов растительного происхождения

Как известно, с 19 мая 2011 года в соответствии с Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС «О вступлении в силу Протоколов от 21 мая 2010 года в сфере применения санитарных, ветеринарно-санитарных и фитосанитарных мер», отменено применение импортного карантинного разрешения (ИКР).

ИКР обеспечивало реализацию таких функций, как информирование о фитосанитарных требованиях России, обеспечение практической реализации запретов или ограничений на импорт опасной подкарантинной продукции, указание на степень доверия системе фитосанитарной сертификации страны-экспортера подкарантинной продукции.

В сложившейся ситуации, участники внешнеэкономической деятельности, ранее руководствовавшиеся четкими фитосанитарными требованиями, изложенными в ИКР, вынуждены самостоятельно анализировать Правила обеспечения карантина растений при ввозе подкарантинной продукции на территорию России, а так же при ее хранении, перевозке, транспортировке, переработке и использовании, утвержденные приказом Минсельхоза России от 29.12.2010 № 456, Международную конвенцию по карантину и защите растений и другие нормативные правовые акты.

В связи с этим, многократно увеличилось количество обращений в Минсельхоз России и Россельхознадзор с просьбой дать разъяснения по ввозу подкрантинной продукции на территорию России.

Россельхознадзор считает нелишним напомнить, что право каждой страны выдавать разрешения на импорт закреплено положениями Международной конвенции по карантину и защите растений (МККЗР) и международных стандартов по фитосанитарным мерам (ISPM), являющихся стандартами, руководствами и рекомендациями, признанными за основу фитосанитарных мер, применяемых членами Всемирной торговой организации в рамках Соглашения по применению санитарных и фитосанитарных мер. В частности, такое право закреплено ISPM № 20 «Руководство по фитосанитарной системе регламентации импорта». Пунктом 1 статьи VII МККЗР предусмотрено право каждой договаривающейся страны «регулировать ввоз растений, растительных продуктов и других подкарантинных материалов», то есть предъявлять к ввозимой на территорию договаривающейся стороны подкарантинной продукции фитосанитарные требования и контролировать их соблюдение. Фитосанитарные требования ввозимой на территорию России подкарантинной продукции содержались в импортном карантинном разрешении.

ИКР используются в США, Канаде, Аргентине, Китае и других странах.

Опыт работы Россельхознадзора и его территориальных управлений показал, что отсутствие контроля за выполнением участниками внешнеэкономической деятельности фитосанитарных требований к использованию ввезенной подкарантинной продукции, изложенных в ИКР, существует значительный риск заноса на территорию России и распространения по ее территории карантинных объектов, что в свою очередь нанесет значительный ущерб экономической, экологической и продовольственной безопасности страны. Кроме того, практика выдачи Россельхознадзором ИКР в ходе переговорного процесса по вступлению России в ВТО была признана полностью соответствующей международному законодательству в области применения санитарных и фитосанитарных мер.

В настоящее время происходит поступление на территорию страны подкарантинной продукции из стран-участников Таможенного союза с указанием о происхождении продукции из этих стран. При этом, однако, зачастую такая продукция не выращивается ни в Белоруссии, ни в Казахстане. Таким образом, под видом казахстанской продукции происходит реэкспорт продукции, произведенной в Китае, Киргизии, Таджикистане и Узбекистане — странах распространения особо опасных карантинных объектов, включая капрового жука.

Учитывая эти обстоятельства, эксперты неоднократно выражали мнение о необходимости восстановления разрешительной системы ввоза на территорию страны подкарантинной продукции путем создания автоматизированной системы оформления разрешений и контроля перемещений поднадзорных грузов через государственную границу России и границу Таможенного Союза. Эта система информирует о специфических фитосанитарных требованиях к конкретной подкарантинной продукции из конкретной фитосанитарной зоны (страны) и о запретах или ограничениях на импорт подкарантинной продукции.

Россельхознадзор / Новости / http://www.fsvps.ru/fsvps/news/6835.html