Официальный сайт
Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору
(http://www.fsvps.ru)
20 февраля 2016 г.
Любой пищевой продукт, прежде чем он попадет на стол потребителя, проходит непростой путь, связанный с целым рядом рисков. Основное требование к нему — он должен быть безопасен.
В условиях динамично меняющейся конъюнктуры российской экономики и изменением характера международных торговых связей и географии поставок, происходит лавинообразный рост угроз и рисков. В таких условиях нельзя недооценить важность ветеринарного и фитосанитарного контроля и надзора за пищевой продукцией. Как известно, Россельхознадзор обеспечивает контроль за безопасностью и качественностью пищевой, животноводческой и растительной продукцией, которая каждый день ложится столы российского потребителя.
Вместе с тем, в средствах массовой информации нередко слышны ультралиберальные призывы о том, что в сложившейся экономической ситуации целесообразно сокращать функции контрольно-надзорных органов, в том числе Россельхознадзора. В частности, в одной из статей, опубликованной в «Ведомостях», предлагается освободить Россельхознадзор от полномочий по контролю за физическими лицами, а также приводит примеры, когда территориальные управления Россельхознадзора изымают у физических лиц и уничтожают продукцию (растительного происхождения).
Следует отметить, что действия Россельхознадзора в приведенных в статье примерах базируются на требованиях отечественного законодательства и направлены на обеспечение биологической безопасности территории России. Дело в том, что одним из основных факторов риска заноса и распространения вредителей и болезнетворных микроорганизмов является сам человек. Не случайно при вспышках эпидемий и пандемий усилия любого государства направляются прежде всего на контроль потока пассажиров, прибывающих в страну. Опасность представляет и пищевая продукция, перевозимая человеком.
После перемещения зараженной вредителями (например, калифорнийским трипсом) либо болезнетворными микроорганизмами (к примеру, свинины, зараженной вирусом африканской чумы свиней) продукции из региона, где присутствует какое-либо заболевание, на территорию России, может произойти дальнейшее развитие и распространение заболевания или вредителя. Кстати, если продолжить пример с африканской чумой свиней, то куда легче бороться с «ползучим» распространением заболевания естественным путем, чем со всегда неожиданными «выносными» вспышками, связанными с незаконным перемещением зараженной продукции. Выявление, локализация и искоренение заболевания может больно ударить по активно развивающимся в последнее время производителям отечественной животноводческой или растениеводческой продукции. Так, борьба с вирусом африканской чумы свиней потребовала только прямых затрат в несколько миллиардов рублей и уничтожения десятков тысяч заболевших свиней, включая поголовье огромных промышленных свинокомплексов, которые обеспечивали целые регионы страны своей продукцией. Из-за риска реверсного заноса столь опасного вируса нами введены временные ограничения на импорт из третьих стран, в том числе членов Европейского союза.
Аналогичны риски и с ввозом растительной продукции, в которой достаточно часто обнаруживаются карантинные объекты. В случае их попадания на территорию России они могут стать источником появления и распространения новых болезней и вредителей, привести к серьезным потерям урожая, ухудшить экологическую ситуацию в регионах их укоренения в связи с увеличением использования пестицидов для борьбы с ними, что может привести к снижению экспортного потенциала России, поскольку подавляющая часть карантинных для России объектов является карантинными и в тех странах, которые закупают продукцию российского происхождения. Наверно, не стоит напоминать об ущербе, который нанесен России проникновением на ее территорию одного лишь колорадского жука.
Все коммерческие партии продукции животного и растительного происхождения, предназначенные для экспорта в Россию, еще на территории страны-экспортера проходят все законодательно установленные процедуры проверки со стороны компетентных ветеринарных и фитосанитарных органов на соответствие такой продукции требованиям Евразийского экономического союза и России, при этом выдается соответствующий сертификат. Ввозимая из-за рубежа в ручной клади или багаже пассажиров поднадзорная продукция такой проверки не проходит.
Стоит отметить, что в соответствии с законодательством России и Евразийского экономического союза за некоторыми исключениями гражданам разрешено ввозить до пяти килограммов подкарантинной продукции без фитосанитарного сертификата, а также до пяти килограммов готовой продукции животного происхождения в заводской упаковке без ветеринарного сертификата, при условии благополучия в эпизоотическом отношении страны производителя указанного товара и страны вывоза. Таким образом, у граждан остается возможность ввоза ограниченных партий продукции животного и растительного происхождения, в отношении которых ветеринарный и фитосанитарный контроль не проводится.
Необходимо подчеркнуть, что контроль за некоторыми видами продукции животного и растительного происхождения существует во всех развитых странах мира.
Так, в США существует весьма жесткий контроль за всей ввозимой растительной продукцией. Фрукты и овощи должны быть задекларированы и представлены для проверки вне зависимости от их статуса (некоторые продукты могут быть к ввозу допущены, для других ввоз возможен при последующей проверке, для третьих ввоз запрещен). То же самое касается мясной продукции, растений, семян, почвы, животных, а также любой продукции растительного и животного происхождения, включая охотничьи трофеи. Некоторые виды растений и все разновидности семян для выращивания должны сопровождаться фитосанитарным сертификатом. Если сотрудники Таможенной службы обнаруживают у граждан незадекларированную и не представленную для проверки продукцию, она изымается, а на нарушителя налагается штраф в размере до 1000 долларов США.
Аналогичная процедура контроля за ввозом ряда продукции животного и растительного происхождения существует в Канаде. Декларированию подлежат многочисленные виды различной продукции, а ветеринарные и фитосанитарные сертификаты нужны для мясной и молочной продукции, орехов, растений, фруктов, живых животных. Для такой продукции необходимо заранее получить разрешение на ввоз от компетентных ветеринарных и фитосанитарных органов Канады.
Вам не удастся ничего из съестного провезти на территорию Новой Зеландии, Австралии или Кипра. Если попытаетесь — ваш ждет как минимум немаленький штраф. Прибывая в любую страну Евросоюза, обратите внимание на красочные объявления национальных ветеринарных и фитосанитарных служб о запрете ввоза пищевой продукции. И на стоящие рядом мусорные баки для этой самой продукции, если вы ее все же везете.
Россельхознадзор / Новости / http://www.fsvps.ru/fsvps/news/16361.html