Официальный сайт
Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору
(http://www.fsvps.ru)
16 декабря 2015 г.
Вниманию
хозяйствующих субъектов,
осуществляющих содержание, разведение и убой свиней,
сотрудников ветеринарных служб
субъектов Российской Федерации
В связи с вопросами, направленными в наш адрес Национальным Союзом Свиноводов, которые касаются средств и методов идентификации свиней, а также порядка исполнения норм, содержащихся в действующих и планируемых Правилах сертификации, сообщаем следующее.
В современной правовой системе Российской Федерации в настоящее время имеется несколько документов, которые в той или иной степени касаются рассматриваемых вопросов.
Основными являются два: ФЗ О ветеринарии и действующие правила оформления ветеринарных сопроводительных документов.
ФЗ О ветеринарии содержит главу, которая непосредственно касается данного вопроса.
Она введена Федеральным законом от 13.07.2015 N 243-ФЗ и посвящена данному вопросу непосредственно.
Начало этой статьи гласит (выделено мной):
«Статья 2.5. Ветеринарные правила осуществления идентификации и учета животных
1. Животные (за исключением диких животных, находящихся в состоянии естественной свободы, в том числе животных, относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации) подлежат индивидуальной или групповой идентификации и учету в целях предотвращения распространения заразных болезней животных, а также в целях выявления источников и путей распространения возбудителей заразных болезней животных.
2. Ветеринарные правила осуществления идентификации и учета животных устанавливают порядок осуществления индивидуальной или групповой идентификации и учета животных, перечень сведений, необходимых для осуществления идентификации и учета животных, а также порядок предоставления таких сведений.
3. Перечень видов животных, подлежащих идентификации и учету, утверждается федеральным органом исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии.»
Из пункта 3 данной статьи следует, что в настоящее время вопрос о том подлежат ли домашние свиньи в Российской Федерации идентификации и учету не урегулирован должным образом, поскольку Минсельхоз России до сих пор не издал упомянутого в ней перечня. И это не удивительно, учитывая, что соответствующая норма внесена в данный ФЗ совсем недавно.
При этом очевидно, что свиньи будут входить в этот перечень, поскольку являются одним из основных видов (точнее – группы видов) животных, ради идентификации и учета которых данная норма и введена в законодательство.
Нужно четко понимать, что нанесение на тело животного (введение в тело животного, прикрепление к телу животного) маркера (татуировка, тавро, респондер, бирка) – это процесс маркирования, но идентификация – это иной процесс.
При идентификации маркеры (индивидуальные и групповые) могут использоваться, а могут и не использоваться.
Следовательно, маркирование – не есть идентификация, а есть необязательная, не всегда применяемая часть идентификации.
Учет – это не маркирование и не идентификация – это сохранение сведений о животном или группе животных, включая описание их маркеров, если таковые применяются, и средств идентификации. Причем идентификация является обязательной, а маркирование – не является обязательным.
В законе прямо говорится только об идентификации и учете, но не говорится прямо о маркировании. И это правильно.
Правильно, потому что, например, в отношении КРС такие индивидуальные маркеры с очевидностью должны прикрепляться или наноситься на тело животного (выпасаемое животное, угроза BSE, употребление сырого молока, тесный и постоянный контакт с человеком и т.д.). Так и делается во всех странах с развитым животноводством.
Правильно, потому, что, например, в отношении товарной рыбы в рыбоводческих хозяйствах или домашних пчел такие маркеры прикрепляться (наноситься) не будут.Так и делается во всех странах с развитым животноводством.
Со свиньями ответ на этот вопрос не урегулирован и неоднозначен.
Что не урегулирован – очевидно.
Что неоднозначен - видно из нижеследующих примеров.
Первый пример, товарные свиньи, содержащиеся в промышленном хозяйстве без выгула. Они содержатся в виде устойчивых групп, получают одно и то же кормление, поение, как правило, одни и те же ветеринарные обработки. Животные, входящие в эти группы, идут на убой в составе той же самой группы. Видимо, в этих условиях как минимум индивидуальное маркирование таких животных – избыточная норма, а возможно и групповое маркирование тоже.
Другой пример. Товарная свинья в мелком хозяйстве (фермерском или ЛПХ) содержится в одиночку или в составе малочисленной группы. На убой направляется в индивидуальном порядке. В ЛПХ не осуществляется ведение какой-либо документации о животных. В большинстве (не во всех - именно в большинстве) фермерских хозяйств – тоже. Очевидно, что в таком случае индивидуальное маркирование должно осуществляться.
Еще пример – племенное животное, которое очевидно должно маркироваться индивидуально вне зависимости от типа хозяйства, в котором оно содержится.
Иными словами, неоднозначность состоит в том, что в одних условиях содержания, целях содержания и условиях убоя свиней маркеры (татуировки, тавро, бирки) наноситься (прикрепляться) должны, в других их нанесение (прикрепление) нецелесообразно.
В условиях неоднозначности и неурегулированности этого вопроса решение о трактовке вышеупомянутых правовых норм должны делать ветеринарные инспекторы.
Владельцы животных, если не согласны с их решением, могут оспаривать их в установленном порядке (вплоть до судебных разбирательств).
При этом ветеринарные инспекторы, принимая это решение, должны исходить из простых принципов.
Первый – не допускать нарушения тех норм права, которые установлены однозначно.
Второй – исходить из принципа целесообразности своих требований с тем, чтобы обеспечить безопасность, но не нанести при этом ущерба собственником, который не является необходимым. Простыми словами – требовать необходимого, но не требовать лишнего.
Это означает, что необходимо требовать идентификации и учета животных, на которых оформляются ВСД, требовать маркирования животных, когда это необходимо и не требовать когда это не необходимо.
Как уже было сказано, если маркеры наноситься должны, то в зависимости от типа и цели содержания эти маркеры могут быть индивидуальными, а могут быть групповыми. И это непосредственно касается второго из упомянутых нормативных документов. Это Правила организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов и порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов в электронном виде.
В этом документе сказано следующее:
«9. Ветеринарные сопроводительные документы действительны:
….При перевозке животных в количестве до 5 голов перечень с указанием клички и (или)номера (для товарных животных), а также пола, породы, возраста (для племенных животных), приводят в соответствующей таблице ветеринарного сопроводительного документа или в графе "Особые отметки" ветеринарного сопроводительного документа, оформленного на бумажном носителе.
При перевозке животных в количестве более 5 голов к ветеринарному сопроводительному документу, оформленному на бумажном носителе, прилагают опись с указанием клички и (или) номера (для товарных животных), а также пола, породы, возраста (для племенных животных), заверенную печатью учреждения, оформившего данный документ.»
Это означает, что в любом случае при перевозке животных должна быть опись животных. Она должна быть либо в самом сертификате, либо прилагаться к нему.
Анализ текста этих абзацев показывает, что и в нем не установлено каких-либо требований по маркированию животных, однако они должны быть идентифицированы и учтены. Т.е. в Правила внесена ровно та же норма, что и в действующую редакцию Закона.
Причем, идентификация допускается, например, в виде указания единственного идентификатора – клички. Или единственного идентификатора – номера. Номера чего – данного животного или данной группы животных не указано.
При этом сертифицирующий ветеринар должен иметь возможность каким-то образом удостовериться в том, что перевозятся именно те животные, которые указаны в описи.
Удостовериться он может либо видя маркеры нанесенные на тело животных, либо анализируя документацию, имеющуюся у владельца.
Необходимо обеспечить единообразное применение требований по учету, идентификации и маркированию следующих на убой товарных свиней на всей территории Российской Федерации. Это действительно необходимо, поскольку часто свиньи выращиваются и сертифицируются для транспортировки на убой в одном субъекте Российской Федерации, а убой осуществляется в другом субъекте Российской Федерации. Нельзя допускать ситуаций, когда госветслужба в первом из них следует одному порядку, а во втором – иному.
В связи с этим Россельхознадзор предлагает всем ветеринарным службам Российской Федерации до нормативного урегулирования данных вопросов придерживаться следующего порядка.
Все следующие на убой товарные свиньи, содержавшиеся в ЛПХ должны иметь учетные номера и индивидуальные маркеры, содержащие эти номера, а в сертификате должна содержаться опись животных с указанием учетных номеров, поскольку в ЛПХ документации о содержащихся свиньях не ведется,
все следующие на убой товарные свиньи, содержащиеся в малых формах хозяйств, исключая ЛПХ, должны иметь учетные номера и индивидуальные маркеры, содержащие эти номера, а в сертификате должна содержаться опись животных с указанием учетных номеров. Исключения в отношении использования маркеров могут делаться только для малых хозяйств, в отношении которых у сертифицирующего ветеринарного врача имеется обоснованная уверенность в том, что в данном конкретном хозяйстве должным образом ведется документация и обеспечено выполнение требований безопасности,
все следующие на убой товарные свиньи, содержащиеся в крупных хозяйствах,должны иметь учетные номера и могут иметь или не иметь маркеры. Маркеры при этом могут быть индивидуальными или групповыми (показывающими принадлежность к хозяйству или к группе животных в хозяйстве). Требовать наличия маркеров сертифицирующий ветеринар должен лишь в том случае, если у него есть чувство обоснованной уверенности в том, что в данном хозяйстве документация по животным должным образом не ведется. В сертификате должна содержаться опись животных, которая позволяет, сравнив ее с документацией хозяйства, установить какие из учтенных в данном хозяйстве животных отправлены на убой в составе сертифицируемой группы.
С наилучшими пожеланиями
Россельхознадзор / Новости / http://www.fsvps.ru/fsvps/news/15814.html