Официальный сайт
Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору
(http://www.fsvps.ru)
12 февраля 2015 г.
В Россельхознадзор обратился ряд российских хозяйствующих субъектов по вопросу административных барьеров при перемещении по территории Таможенного союза, а именно через Республику Беларусь, в адрес российских получателей соевого шрота. При этом в ряде случаев, в силу географического расположения Калининградской области, шрот перемещается из одной области Российской Федерации в другую область Российской Федерации.
Так, Главной государственной инспекцией по семеноводству, карантину и защите растений Республики Беларусь при выявлении в шроте, предназначенном для России и перемещаемом по территории Таможенного союза, семян сорных растений предлагается такой шрот перемолоть до частиц, не превышающих 1 мм по наибольшему измерению, на белорусских предприятиях. При этом Инспекцией не указывается жизнеспособность, выявленных семян сорных растений.
Решение белорусской стороны, в частности, юридически опирается на статью 14 Закона Белоруссии от 25 декабря 2005 г. № 77-З «О защите растений», которой предусмотрено, что транзитные грузы, содержащие подкарантинную продукцию, подлежат государственному фитосанитарному контролю. При обнаружении карантинных объектов они должны быть задержаны, обеззаражены или возвращены в экспортирующую страну. При этом статьей 1 Закона определено, что карантинные объекты — это вредные организмы, отсутствующие или ограниченно распространенные на территории Белоруссии, вредные организмы — вредители растений и (или) растительной продукции, возбудители болезней растений и сорняки. При этом игнорируется обстоятельство, имеющее ключевое значение — нежизнеспособность семян сорных растений.
Так, российским законодательством, в частности, пунктом 5 Правил обеспечения карантина растений при ввозе подкарантинной продукции на территорию России, а также при ее хранении, перевозке, транспортировке, переработке и использовании, утвержденных приказом Минсельхоза России от 29.12.2010 № 456, предусмотрено, что ввозимая подкарантиная продукция подлежит переработке в соответствии с технологиями, обеспечивающими лишение карантинных объектов жизнеспособности, исключительно при наличии в ней жизнеспособных карантинных объектов.
Таким образом, отсутствие единых карантинных фитосанитарных требований и правил Таможенного союза приводит к применению белорусской стороной неэквивалентных мер в отношении продукции, следующей по территории Таможенного союза.
В связи с применением белорусской стороной неэквивалентных мер в отношении соевого шрота, следующего по территории Таможенного союза, Россельхознадзор обратился в Евразийскую экономическую комиссии и Министерство сельского хозяйства и продовольствия Белоруссии с предложением проведения незамедлительных консультаций.
Россельхознадзор / Новости / http://www.fsvps.ru/fsvps/news/12595.html