Официальный сайт
Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору
(http://www.fsvps.ru)
24 декабря 2012 г.
Вниманию
Руководителей
Органов исполнительной государственной власти в сфере ветеринарии субъектов Российской Федерации,
Территориальных управлений Россельхознадзора,
Директоров ФГБУ и ГБУ ветеринарных лабораторий Россельхознадзора и ветеринарных служб субъектов Российской Федерации
Уважаемые коллеги,
Прошу принять к сведенью и исполнению следующее.
По имеющимся в нашем распоряжении данным в Российской Федерации продолжаются многочисленные случаи выявления небезопасных, не соответствующих установленным требованиям подконтрольных грузов («подконтрольные грузы» - термин законодательства Таможенного Союза, включающий животных, продукцию животного происхождения, корма и кормовые добавки, лекарственные средства для животных).
Причем выявление факта, что груз (1) не соответствует установленным требованиям либо (2) перемещается вне контроля госветслужбы и не сопровождается ветеринарными сопроводительными документами, (3) либо ветеринарные сопроводительные документы оформлены не должным образом или (4) имеются сомнения в их подлинности (далее — Событие), происходит не в том субъекте Российской Федерации, где данный подконтрольный груз произведен, и не том субъекте Российской Федерации, откуда данный груз транспортируется.
Особенно сильно страдают от этих случаев крупные логистические узлы, такие как Москва и Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область, Краснодарский край и Ростовская область, другие субъекты Российской Федерации, где имеются крупные потребители продовольствия — в первую очередь города — миллионники, а также северные регионы.
Действующая система оповещений о событиях такого рода предполагает использование нескольких видов ветеринарной отчетности, часть из форм которой является годовой, часть квартальной, часть — декадной, часть срочной.
При этом система в целом довольно архаична по логике своей организации, громоздка, трудоемка и не приспособлена для передачи срочных уведомлений от госветслужбы одного субъекта Российской Федерации (того, где выявлено Событие) госветслужбе другого (того, где есть причина появления События, и где должны реализовываться меры оперативного реагирования).
Ситуация осложняется еще и тем, что госветслужбы (или часть из их учреждений) в ряде субъектов Российской Федерации систематически нарушают установленные сроки предоставления ветеринарной отчетности, либо представляют ее не в полном объеме.
Такие свойства системы ветеринарной отчетности позволяют использовать ее в статистических, аналитических и прогнозных целях, но делают ее малоэффективной в целях осуществления оперативного информирования, каковое является непременной исходной точкой для адекватного оперативного реагирования с целью ликвидации причин возникновения Событий.
Учитывая установленную законодательством раздробленность ветеринарных служб в Российской Федерации, для обеспечения эффективности и завершенности мер ветеринарного надзора и контроля необходимо наладить эффективную систему раннего оповещения (т.е. оповещение в столь краткий срок, что еще возможно принять меры реагирования) о Событиях .
Для этой цели Россельхознадзор начал реализацию поэтапного ввода в эксплуатацию Системы Раннего Оповещения (далее — Система).
Первый этап предполагает использование действующей сейчас нормативной правовой базы и той технической вооруженности ветеринарных служб субъектов Российской Федерации, которая сейчас имеется. Этот этап начнется с 01.01.2013.
Второй этап предполагает создание полномасштабной Системы, работающей в основном в автоматизированном режиме, и незначительное изменение нормативной правовой базы (изменение ведомственных документов Минсельхоза, частности Приказа Минсельхоза России № 189). Россельхознадзор предпримет все усилия, чтобы этот этап начался с 01.03.2013.
Третий этап предполагает значительное изменение нормативной правовой базы и ввод в эксплуатацию Государственной Информационной Системы в сфере ветеринарии — ВетИС в полном объеме, что не представляется возможным реализовать до вступления в силу новой версии ФЗ «О ветеринарии».
В связи с вышеизложенным обязываю ФГБУ Россельхознадзора и Территориальные управления Россельхознадзора и рекомендую ветеринарным службам субъектов Российской Федерации и подведомственным им ГБУ действовать на первом этапе, т.е. с 01.01.2013 г., по следующей схеме.
1. Если обнаружено Событие, которое предполагает, согласно требованиям действующего законодательства, направление срочных отчетов форм 4-вет-Б и 4-вет-В, и которое связано с животными или иными подконтрольными товарами, произведенными не в том субъекте Российской Федерации, где было обнаружено Событие, то обнаружившие События учреждения, подведомственные Россельхознадзору и госветслужбам субъектов Российской Федерации направляют, как установлено действующим законодательством, упомянутые отчеты в ФГБУ ЦНМВЛ.
Срок направления отчета регламентирован действующим законодательством и составляет 12 часов.
Форма предоставления отчета установлена действующей редакцией Приказа № 189, отчет представляется на адрес ivl-cnmvl-alert@fsvps.ru в электронном виде, либо, если лаборатория не способна это осуществить, то по факсу или иными доступными ей способами.
2. ФГБУ ЦНМВЛ формирует в Системе Событие, присваивает Событию уникальный идентификационный номер, и осуществляет рассылку уведомлений об обнаруженном Событии в органы управления ветеринарией (далее — ВУ) (маска адреса для ВУ — VD-xx-Alert@fsvps.ru, где хх — код региона) и территориальные управления Россельхознадзора (далее ТУ) (маска адреса для ТУ — LD-id-Alert@fsvps.ru, где id — код ТУ):
того субъекта Российской Федерации, где было обнаружено Событие,
того субъекта Российской Федерации, откуда поступил подконтрольный груз или животные, с которыми связано данное Событие,
того субъекта Российской Федерации, где были выращены животные или изготовлен подконтрольный товар, с которыми связано данное Событие,
а также в адреса:
центрального аппарата Россельхознадзора (fsvps-Alert@fsvps.ru),
Информационно-Аналитического Центра Россельхознадзора (IAC-Alert@fsvps.ru),
ФГБУ ВГНКИ (ri-vgnki-Alert@fsvps.ru),
Департамента ветеринарии Минсельхоза России (VD-RF-Alert@fsvps.ru),
ФГБУ Центр Ветеринарии (VC-Alert@fsvps.ru).
При этом в поле «Тема» указывается слово Alert и (после пробела) уникальный идентификационный номер События.
Срок 1 день.
3. ТУ в тех субъектах Российской Федерации, где ВУ технически или морально не готово работать с данной информационной системой самостоятельно, получает данное оповещение и в письменном виде в срок 1 рабочий день направляет его в ВУ данного субъекта Российской Федерации.
При этом в поле «Тема» письма указывается слово Оповещение и (после пробела) уникальный идентификационный номер События.
4. ВУ субъекта Российской Федерации, где должны применяться меры реагирования на Событие, которым, как правило, является субъект Российской Федерации, где изготовлена продукция или выращены животные, но может быть и регион откуда они перемещены, применяет должные меры и сообщает о них путем отправки электронного письма со своего адреса с вышеупомянутой маской в Системе на список рассылки, включающий адреса: ivl-cnmvl-alert@fsvps.ru; fsvps-Alert@fsvps.ru; IAC-Alert@fsvps.ru; ri-vgnki-Alert@fsvps.ru; VD-RF-Alert@fsvps.ru; VC-Alert@fsvps.ru, а также адреса тех ВУ и ТУ, которые перечислены в п.2.
При этом в поле «Тема» указывается слово Alert и (после пробела) уникальный идентификационный номер События.
5. Если ВУ технически или морально не готово работать с данной информационной системой самостоятельно, отчет о принятых мерах направляется в письменном виде в соответствующее ТУ.
В этом случае ТУ осуществляет ввод в Систему информации по принятым мерам реагирования и осуществляет рассылку по п.4 в срок 1 рабочий день. При этом в поле «Тема» указывается слово Alert и (после пробела) уникальный идентификационный номер События.
Прошу учитывать следующее.
Любая из лабораторий, подведомственных госветслужбам субъектов Российской Федерации, может работать в Весте в точно том же порядке, как работают лаборатории, подведомственные Россельхознадзору. В этом случае им не надо будет посылать уведомлений по указанным выше формам в ЦНМВЛ, поскольку в Весте эта функция автоматизирована. Коды доступа в Весту будут немедленно предоставлены любой лаборатории, которая выскажет такую просьбу. Любая из лабораторий, принадлежащих частным компаниям, может поступить также, если она в этом нуждается.
Любой из постов ВСЭ может получить прямой доступ к системе раннего оповещения для ввода информации о Событиях, а также получит возможность использовать модуль ВСЭ Весты по окончании его разработки, которая сейчас идет.
Любой уполномоченный инспектор в субъектах Российской Федерации может получить прямой доступ к Системе для ввода информации о Событиях по представлению Главного госветинспектора субъекта Российской Федерации.
По запросу Главного госветинспектора субъекта Российской Федерации госветслужбам субъектов Российской Федерации будет предоставляться доступ к Системе для получения извещений о Событиях, связанных с иными субъектами Российской Федерации.
В том случае, если госветслужба субъекта Российской Федерации примет решение использовать эту же Систему для оповещения о Событиях внутри субъекта Российской Федерации (т.е. если Событие обнаружено в том же субъекте Российской Федерации, где произведен данный подконтрольный товар), такая возможность ей будет предоставлена по запросу Главного госветинспектора данного субъекта Российской Федерации.
В том случае, если госветслужба субъекта Российской Федерации примет решение использовать эту же Систему для оповещения о Событиях, при которых не требуется предоставления срочных отчетов форм 4-вет-Б и 4-вет-В , такая возможность для нее будет создана в разумно краткие сроки по запросу Главного госветинспектора данного субъекта Российской Федерации.
Начиная с 1-го марта 2013 года функции рассылки уведомлений о Событиях, информация о которых введена в Систему, будут автоматизированы.
С наилучшими пожеланиями
Россельхознадзор / События / http://www.fsvps.ru/fsvps/events/5786.html